Навигация
 
Псковский край в прессе - 2011 год Общие работы о крае Хмельник Т. Кто несет краденый крест
Хмельник Т. Кто несет краденый крест

 

В Пскове бурно обсуждают новость: в Пушкинских Бэрах будет новый музей! И, как пишут местные СМИ, очень даже интересный, супероригинальный: там будут представлены средневековые каменные кресты. Их собрал для народа великий радетель земли Псковской художник Александр Стройло и дарит по доброте душевной Пушкинскому музею-заповеднику. Мол, по этому же поводу даже круглый стол собирают в музее-заповеднике, чтобы специалисты из других регионов помогли определить место этому великому дару в музейной экспозиции. Но так ли все благород­но на самом деле?

Корреспонденты «НВ» слегка удивились - вообще-то это мы еще в прошлом году инициировали для обсуждения тему каменных крестов, поскольку составляем первый кадастр этих объектов на территории Северо-Запада. И мы неоднократно сталкивались в процессе полевых исследований имен­но на Псковщине с тем, что кресты, которые тихо-мирно стояли на сво­ем месте сотни лет, вдруг пропали буквально у нас из-под носа, то есть относительно недавно. Местное население рассказывало, что приезжал бородатый господин, махал какой-то бумажкой и говорил, что увозит крест в музей. Но ни в одном из музеев Псковщины (мы знаем каждый из них) кресты не появлялись.

Не только мы - наши знакомые сотрудники музеев ломали голову, кто же крадет кресты, а главное - для чего. Торговать ими трудно: товар уж сильно на любителя, средневековых крестов в идеальном состоянии не бывает. Думали, может, какой-нибудь богатый псих или целая группа психов хотят организо­вать у себя на участке эдакий сад крестов. Нормальный человек намогильные кресты (а почти все они именно намогильные) домой не потащит.

Нам не хотелось подозревать Александра Стройло в противоправных действиях - художника, как известно, каждый обидеть может, - но слухи сгущались. Разные люди, понимающие толк в камен­ных крестах (а людей таких, ей-богу,

не слишком много), как сговорившись, кивали на Стройло - он-де утаскивает археологические объекты с насиженных мест. Эти слухи полностью совпали с визитами художника к музейщикам с предложением... отдать ему часть коллекции. Якобы он организует свой музей и их объекты ему очень пригодились бы. Разумеется, ни одного креста из музея он не получил, но, как говорится, осадочек остался.

Поэтому увидеть господина Стройло живьем и услышать от него наконец правду о его «коллекции» нам не терпелось. Псковские археологи, музейщики и со­трудники органов охраны памятников тоже очень хотели это услышать. Правда превзошла все ожидания. Улыбаясь мило и непосредственно, как полагается всякому таланту, Александр Стройло поведал, что он в разное время перевез из разных районов Псковщины 43 каменных креста, сложил в кучу у кого-то на даче в Новоржевском районе и теперь горит желанием облагодетельствовать Пушкинский музей-заповедник. Мол, у них территория большая и красивая, можно выбрать живописную поляну и художественно натыкать там абсолютно разнокалиберные кресты. Мол, великий Гейченко так в свое время сделал, чем же Стройло хуже Гейченко?

То, что все каменные кресты являются археологическими объектами и подлежат охране с момента их обнаружения, художника не смутило:

- Я нашел их в куче мусора, они никому не нужны! Про них никто не знает, местные их боятся и радуются, когда я забираю от них эти кресты!

Директор Изборского музея- заповедника Наталья Дубровская, которая тоже не так давно получила предложение расстаться с частью своих крестов, была крайне возму­щена: от творческого человека, пре­красного (без иронии!) художника Стройло она такого не ожидала. Дубровская заявила, что кресты должны оставаться на тех местах, на которых их ставили наши предки, и таскать сакральные объекты никому не дозволено, к тому же она впервые слышит такую дичь про страхи населения. Стройло тут же переменил пластинку:

- Наталья Петровна, так давайте вы мои кресты у себя поставите!

Никак господин Стройло в толк не мог взять, что не его это кресты, что никому из присутствующих они тоже не могут принадлежать. Это археологические объекты, которыми владеет государство. И только государство в лице облеченных властью людей может принять решение о перемещении этих объектов, а никак не частное лицо, тем более без совета со специалистами. Стройло не советовался ни с кем из археологов, ни с кем из музейщиков, кроме директора Пушкинского заповедника Георгия Василевича. Он рассказал Василевичу, что, мол, куча крестов погибает, почти погибла, и только он, Стройло, их спас, а Василевичу ничего не остается, как спасать их дальше у себя на территории. Георгий Николаевич - человек мягкий, впечатлительный - пожалел бедные каменные кресты, над судьбой которых так убивался Стройло, тем более что они с художником давние знакомцы, тот издал на средства музея-заповедника книжку со своими рисунками, изображавшими кресты.

Таким образом, Александр Стройло собирается открывать музей из украденных с разных территорий каменных крестов, причем намерен получить под это бюджетные деньги (он говорит, что «уже почти получил»). А ведь в Пушкинском музее куча проблем с теми крестами, которые перевез в свое время Гейченко, - их не изучают, потому что нет специалистов, объ­екты требуют постоянного ухода, многие - немедленной реставрации. Вот у одного большого креста, который стоит на территории Святогорского монастыря, откололась верхняя часть. Ее пытались при­клеить, но неудачно, она снова упала, ее уже приставили просто так, а там ведь ходят детские экскурсии, и не дай бог, если кто-то толкнет крест. Большой Крюков крест на дороге в Михайловское был разбит деревом, насилу смогли почи­нить. Все порастает грибами и лишайниками. Почему не занимаются крестами? - так лишних денег у музея нет. А тут 43 штуки разом неизвестно в каком виде - и сразу деньги появятся?

...То, что художником Стройло двигали благие намерения, - это несомненно. Но от Юрия Деточки- на он отличается хотя бы тем, что Деточкин осознавал незаконность своих действий. А Стройло полагает, что цель оправдывает средства. Даже если отвлечься от сомнительных художественных достоинств «музея крестов» (намогильных, напомним), какую воспитательную функцию будет выполнять экспо­зиция из краденых вещей?


 


 

Хмельник Т. Кто несет краденый крест: новый разрекламированный на Псковщине музей рискует стать откровенной профанацией и позорищем / Татьяна Хмельник // Невское время. – 2011. – 21 апр. – С.

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 1 гость онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров