Навигация
 
Местное самоуправление: актуальные вопросы Новые статьи Реформирование местного самоуправления Дмитриева Е.А. Предоставление муниципальных услуг в электронной форме: современное состояние
Дмитриева Е.А. Предоставление муниципальных услуг в электронной форме: современное состояние

Дмитриева Елена Алексеевна, аспирант кафедры муниципального права и природоохранного законодательства юридического факультета Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону) dmitrie va21 @yandex. ru

Предоставление муниципальных услуг в электронной форме: современное состояние и перспективы развития

Статья раскрывает содержание процесса оказания муниципальных услуг в электронной форме. Основное внимание аботе уделено современному состоянию механизма оказания муниципальных услуг с использованием информацион- телекоммуникационных технологий, а также проблемам, существующим на сегодняшний день в данной области.

Одним из важных проявлений социальной функции услуги, которые наряду с государственными услугами тного самоуправления являются муниципальные входят в состав особого института публичных услуг населению. Это относительно новый институт в национальной правовой системе, получивший в последнее время широкое распространение. Так, на федеральном уровне были приняты: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предостав­ления государственных и муниципальных услуг» (в ред. Федерального закона от 03.12.201 1 г. № ЗБЗ-ФЗ), Распоряжение Правительства РФ от 17.12.2009 г. №1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде» (ред. от 28.12.2011 г.) (которое в своей последней редакции установило, что к 2014 г. в электронный вид должны быть переведены все муниципальные услуги, осуществление которых в такой форме не запрещено), на региональном уровне, в частности в Ростовской области, принят областной закон Ростовской области от 28 декабря 2010 г№ 549-ЗС «О полномочиях органов государственной власти Ростовской области по организации предоставления государственных (муниципальных) услуг» (ред. от 18.11.2011 г. № 729-ЗС) и др.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Федеральный закон №21 0-ФЗ) разрешил немалое количество проблем, связанных с пониманием муниципальных услуг. В соответствии со ст. 2, муниципальная услуга — деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 г. № 411 -ФЗ) и уставами муниципальных образований.

Сейчас все более актуальной становится необходимость внедрения современных информационных технологий для реализации функций власти на всех уровнях. Как отмечают многие исследователи, развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий является глобальной тенденцией мирового развития последних десятилетий.

В большинстве случаев предоставление муниципальных услуг, составляющих предмет правового регулирования Федерального закона № 210-ФЗ, осуще­ствляется в письменной форме. Однако, в соответствии с общей концепцией информатизации общества, в последнее время значительное распространение получило и предоставление соответствующих услуг в электронной форме. Указанный порядок предполагает использование информационно-телекомму­никационных технологий и иных средств и позволяет в значительной мере сократить временные затраты на получение стандартной справки, на сайте может проводиться интернет-консультация с горожанами, и такая форма является очень быстрым и эффективным способом получения обратной связи по поводу предоставля­емых услуг органами власти. Помимо этого, использование интернет-технологий повышает качество отношений с жителями и организациями.

Средствами электронного предоставления муниципальных услуг выступают:

1)  портал государственных и муниципальных услуг, который представляет собой информационный сайт (www.gosuslugi.ru), отражающий перечень предоставляемых услуг, а также порядок обращения за их предоставлением и предоставления. Органы местного самоуправления, создавая порталы муниципальных услуг, обеспечивают доступ заявителей к полной, актуальной и достоверной информации о муниципальных услугах. Использование порталов муниципальных услуг намного упрощает процедуру их получения. Заявитель получает возможность копирования и заполнения в электронной форме запроса и иных документов, необходимых для получения муниципальной услуги, подачи с использованием информационно-телекоммуникационных технологий запроса о предоставлении муниципальной услуги, получения сведений о ходе выполнения такого запроса и результатах предоставления услуги, а также уплаты заявителем государственной пошлины за ее предоставление.

При организации предоставления услуг в электронной форме до недавнего времени идентификация заявителя при его обращении за услугой оставалась основной проблемой, которая в течение многих пет дискутировалась при обсуждении моделей создания системы электронных услуг. Однако Федеральный закон от 06.04.201 1 г. № 63-Ф3 «Об электронной подписи» (в ред. Федерального закона от 01.07.2011 г. N° 169-ФЗ) определил существующий порядок идентификации документа заявителя путем использования электронной цифровой подписи.

Предоставляться муниципальные услуги в электрон­ной форме будут как бесплатно, так и платно. Вся информация об услугах и их стоимости будет доступна на едином портале государственных и муниципальных услуг, а также на порталах соответствующих органов власти;

2)  многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — МФЦ) — российская организация независимо от организационно-правовой формы (в том числе являющаяся автономным учреждением), уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу одного окна. Это означает, что предоставление муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется МФЦ без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии. То есть заявитель должен обратиться туда с запросом всего один раз. И даже если для получения запро­шенной услуги требуются, условно говоря, несколько дополнительных справок из разных органов власти, то МФЦ должен сделать все дополнительные запросы сам и выдать заявителю готовую информацию. В настоящее время к участию в оказании услуг на базе МФЦ привлекаются органы и организации, которые предоставляют наиболее массовые, социально значимые услуги, а также органы, участие которых необходимо при предоставлении «сложных» услуг;

3)универсальная электронная карта представляет собой материальный носитель, содержащий зафикси­рованную на нем в визуальной (графической) и электронной (машиносчитываемой) формах информацию о пользователе картой и обеспечивающий доступ к информации о пользователе картой, используемой для удостоверения прав пользователя картой на получение государственных и муниципальных услуг, а также иных услуг, оказание которых осуществляется с учетом положений Федерального закона № 210-ФЗ, в том числе для совершения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, юридически значимых действий в электронной форме.

С 1 января 2012 г. по 31 декабря 2013 г. включительно универсальные электронные карты будут выдаваться гражданам по их заявлению по месту жительства. А с 1 января 2014 г. карты будут выдаваться уже тем, кто заявление не написал. Для граждан Российской Федерации вся эта процедура будет бесплатна.

Однако в настоящее время универсальная электронная карта выступает лишь в качестве законодательного положения и в практику деятельности не введена. Карта в первую очередь в значительной мере позволит упростить процедуру предоставления муниципальных услуг, например, телефонной связи, предоставление иных коммунальных услуг и т.п. Применение электронной карты характерно лишь для физических лиц, действующее законодательство в настоящее время не предусматривает ее распространение на юридические лица, что ставит указанных субъектов в неравное положение и нарушает общий принцип равенства их прав;

4)иные средства. Отражение в нормах закона подобного положения направлено на возможность применения в сфере предоставления муниципальных услуг новых технических средств и технологий для упрощения процесса взаимодействия уполномоченного субъекта с заявителем, сокращения времени, затрачиваемого на предоставление муниципальной услуги и т.п.

Тем самым Закон предусматривает открытый перечень средств телекоммуникационного общения с уполномоченными субъектами, что обусловлено постоянным развитием и совершенствованием и техники, и информационных технологий, которые способствуют формированию новых средств электронного взаимодействия уполномоченного субъекта с заявителем.

Переход на предоставление муниципальных услуг в электронной форме осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода, утверждаемыми органом местного самоуправления в каждом муниципальном образовании. Так, например, администрацией г. Ростова-на-Дону утверждена городская целевая программа «Развитие системы предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Ростове-на-Дону на базе многофункциональных центров предоставления услуг, интернет-портала услуг и единого центра телефонных обращений в 2009-2013 годах», основной задачей которой обозначена организация электронного документооборота и предоставле­ния муниципальных услуг в электронном виде. Администрация городского округа Самара, утвердив план перехода на предоставление в электронном виде муници­пальных услуг, разделила этот процесс на пять этапов, установив срок окончания 1 января 2014 г.

В процессе перевода в электронный вид муниципальные услуги представляют наиболее проблемную часть. Это связано с рядом факторов: несовершенством законодательства, сложностью разграничения полномочий между органами местного самоуправления, региональной и федеральной властью, нехваткой квалифицированных специалистов на муниципальном уровне.

Федеральный закон № 210-ФЗ, достаточно четко разделяя государственные и муниципальные услуги, на практике, однако, далеко не всегда позволяет достичь столь четкого разделения. В качестве примера можно привести такую услугу, как зачисление ребенка в школу. Ведь она одновременно подчиняется как му­ниципальной власти, так и органам государственной власти в сфере образования регионального и федерального уровней. Неопределенность в разделении полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти разных уровней создает реальные затруднения при переводе муниципальных услуг в электронный вид.

Ряд проблем возникает в связи с тем, что декларируемая автономия органов местного самоуправления не подкреплена достаточной финансовой самостоя­тельностью. Муниципапитеты не имеют собственных ресурсов для перевода услуг в электронный вид. Нехватка средств может быть отчасти компенсирована из региональных бюджетов — и именно эта финансовая зависимость муниципалитетов от региональных властей сегодня является основным приводным ремнем, обеспечивающим хоть какое-то единообразие процесса перевода муниципальных услуг в электронный вид: органы местного самоуправления получают от региональных властей средства на информатизацию взамен на обязательство по соблюдению тех или иных условий.

Еще одним из факторов, негативно влияющих на уровень распространения информационных технологий и развитие информационного общества в России, является недостаточно высокий уровень социально-экономического развития многих субъектов Российской Федерации. Так, сохраняется высокий уровень различия в использовании информа­ционных технологий в домашних хозяйствах регионов.

Дать обьективную оценку результату действия норм принятого Федерального закона № 210-ФЗ можно будет в начале 2014 г. Пока же согласимся с высказанным мнением: в настоящее время Интернет нельзя рассматривать как универсальный и доступный источник правовой информации... стремительное осуществление государством программ, направленных на предоставление государственных услуг посредством применения информационно-коммуникативных технологий может привести к усилению информационного неравенства в обществе. Такие опасения не беспочвенны, поскольку, согласно опросам ВЦИОМ, Интернетом пользуется лишь примерно каждый третий россиянин

Дмитриева, Е.А. Предоставление муниципальных услуг в электронной форме: современное состояние и перспективы развития / Е.А. Дмитриева

// Конституционное и муниципальное право. – 2012. - № 3. – С. 51-54.

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 32 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров