Навигация
 
Местное самоуправление: актуальные вопросы Межбюджетные отношения. Финансовая политика Залогов Н.А. Финансово-бюджетные механизмы мотивации эффективной деятельности органов МСУ
Залогов Н.А. Финансово-бюджетные механизмы мотивации эффективной деятельности органов МСУ

Финансово-бюджетные механизмы мотивации эффективной дейтельности органов местного самоуправления 

 

 Н.А. Залогов, заместитель начальника Управления экономической политики Администрации Главы Республики Мордовия, кандидат экономических наук .

 

Построение системы мотивации органов местного самоуправления, направленной на повышение эффективности деятельности, сегодня представляет особый научный интерес. Актуализация вопроса о качестве муниципального управления вызвана, пре­жде всего, проведением в стране широкомасштабной административной реформы. В настоящее время неудо­влетворенность качеством оказания муниципальных услуг, предпринимаемыми мерами по повышению эффективности использования бюджетных средств, методами и результатами оценок этого процесса побуждает ученых к разработке самых различных подходов к решению этой проблемы.

 

В целях реализации системного подхода к форми­рованию объективной оценки деятельности органов местного самоуправления в данном направлении не­обходимо уточнить некоторые понятия.На наш взгляд, под «качеством муниципального управления» следует понимать устойчивую совокуп­ность его свойств по выполнению функций местного самоуправления, удовлетворяющих ожидания населения соответствующей территории.При этом под «эффективностью деятельности органов местного самоуправления» можно рекомендовать использовать следующую трактовку: повышение отдачи на каждый рубль использованных бюджетных средств для выполнения конкретной функции, что можно осуществить двумя путями — либо за счет снижения издержек на оказание муниципальных услуг, либо за счет расширения их спектра при том же объеме бюджетных средств.Определение целей и показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления вытекает из его основной сущностной черты — двойственности природы местного самоуправления. Как показывает практика, в основе данного механизма всегда лежит проявление встречной инициативы: со стороны населения, которое поручает органам местного самоуправления исполнение ряда функций, существен­ных для данного местного сообщества, и со стороны государства, поручающего местным органам власти решение ряда вопросов, представляющих интерес не только с точки зрения конкретного муниципального коллектива, но и государства в целом. Основываясь на данных установках целесообразно классифицировать цели и показатели оценки деятельности по следую­щим направлениям: во-первых, по характеризующим эффективность деятельности по исполнению вопросов местного значения и достижению долгосрочной финансово-экономической устойчивости муниципалитета; во-вторых, по определяющим результативность реализации социально-экономической политики региона и выполнения местными администрациями государственных полномочий.Одним из совокупности свойств, влияющих непо­средственно на качество муниципального управления, является устойчивое финансовое обеспечение исполнения функций органами местного самоуправления. Кроме того, по нашему мнению, состояние финансовой обеспеченности является одним из индикаторов эффек­тивности процессов муниципального управления.Обращает на себя внимание тот факт, что местные бюджеты по всей России демонстрируют тенденцию к сокращению показателя реальной бюджетной само­обеспеченности. Их зависимость от внешних источ­ников финансирования возрастает.Понятно, что такой тип распределения налоговых доходов по уровням бюджетной системы, когда основ­ная часть доходов концентрируется на федеральном уровне, в принципе не стимулирует местные органы власти на развитие собственной налоговой базы, на долгосрочное решение социально-экономических проблем территории.В данном случае система мотивации органов местного самоуправления, по нашему мнению, должна быть тесно взаимосвязана, с одной стороны, с внешней средой, оказывающей влияние на формирование фи­нансовых источников для выполнения возложенных функций, с другой, - воздействовать на мотивацию муниципальных служащих, исполняющих свои функциональные обязанности в конкретном муниципалитете.В настоящее время одной из сложных методологи­ческих проблем оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления является выделение конкретных результатов деятельности местных властей из общего результата действий всего общества, с одной стороны, и деятельности других (федеральных, регио­нальных) органов власти, с другой.Предлагаемая нами система организации процесса мотивации эффективной деятельности органов местно­го самоуправления на основе управления результатами (см. рис.) позволяет решать поставленные проблемы.Основы института «оценки эффективности деятель­ности органов местного самоуправления» установлены на федеральном уровне, утверждены перечень показа­телей и «принципиальная схема» проведения оценки. Мониторинг показателей и механизма оценки позволяет сделать некоторые выводы. Во-первых, определены ключевые направления мониторинга, соответствующие полномочиям органов местного самоуправления: эконо­мическое развитие, здоровье, образование, жилищно-коммунальный комплекс, доступность и качество жилья. организация муниципального управления. Во-вторых. система оценки направлена на выявление слабых мест в проведении бюджетной политики, направленной на повышение эффективности расходования средств по всем направлениям. В-третьих, предложена фантовая система стимулирования органов местного самоуправ­ления в достижении более высоких значений показате­лей эффективности. При этом, на наш взгляд, данная система мониторинга не позволяет в полном объеме решать задачи стимулирования эффективности деятельности органов местного самоуправления, так как имеет следующие недостатки:—охватывает только вопросы местного значения, чтоне учитывает результативность работы по исполне­нию государственных полномочий; не рассматривается участие муниципалитетов в реализации совместных с регионами комплексных программ социально-экономического развития; не проводится мониторинг эффективности ниж­него уровня местного самоуправления, который в наибольшей степени подвержен рискам неплатежеспособности, некачественным выполнением своих функций в связи с отсутствием финансово-экономических возможностей;—       региональные власти не могут включить в систему оценки свои стратегически важные для развития территории показатели, при том что предоставляют фанты за счет собственных средств.Устранение вышеуказанных недостатков возможно, на наш взгляд, путем введения механизмов межбюд­жетного регулирования, основанных на установлении системы стимулирования муниципальных образований в зависимости от выполнения показателей социально-экономического развития, дополняющих механизмы выравнивания уровня бюджетной обеспеченности. Основными критериями предоставления дополнитель­ной поддержки должны стать:           выполнение прогноза доходной части консолидированного бюджета муниципального образования, в том числе по налоговым доходам, зачисляемым как в муниципальный, так и в региональный бюджет;выполнение прогноза комплекса показателей социально-экономического развития муниципального образования, оказывающих существенное влияние на реализацию долгосрочной стратегии развития субъекта Федерации;индивидуальный подход к установлению прогнозных показателей в зависимости от дифферен­циации направлений экономического развития муниципалитета.130% -1При этом финансовая помощь должна предо­ставляться поэтапно нарастающим итогом, то есть по мере достижения определенного уровня выполнения показате­лей (ежемесячно, еже­квартально и по итогам года). Это дает возмож­ность муниципальным образованиям получать поддержку на любом этапе достижения ре­зультата. Данный подход позволяет построить эффективную систему отношений региона и муниципалитета на основе совместного участия в достижении высоких результатов социально-экономического развития.Общеизвестно, что внедрение системы оценки эф­фективности деятельности невозможно без построения системы мотивации непосредственных исполнителей в достижении лучших результатов. На наш взгляд, ин­новационным инструментом такой мотивации долж­но стать совершенствование системы оплаты труда муниципальных служащих. Необходимо реализовать принцип «не получать, а зарабатывать». Указанная система оплаты труда обязана отражать степень их участия в выполнении установленных для органов местного самоуправления показателей федерального и регионального уровня. В то же время муниципальные служащие должны рассчитывать на дополнительное вознаграждение за результаты работы, которые оказали влияние на получение дополнительных доходов муни­ципальным образованием, в том числе и гранты.В Республике Мордовия наработан определенный опыт по внедрению предлагаемой системы мотивации управления результатами. Существующая система стимулирования муниципальных образований к повы­шению эффективности реализуется через механизмы межбюджетного регулирования, мотивации муниципальных служащих посредством влияния на уровень оплаты труда, грантовой поддержки муниципальных образований в достижении наилучших значений ди­намики показателей социально-экономического раз­вития территории. На данный момент некоторые итоги оценки реализации многочисленных инструментов управления и бюджетирования, ориентированного на результат, действующих в Республике, можно пред­ставить на диаграмме.Одним из значимых результатов применения мето­дики оценки эффективности работы органов местного самоуправления является рост по итогам 2009 г. доли муниципальных районов и городского округа, а также сельских и поселковых муниципальных образований, выполняющих на 100% и более прогноз собственных доходов бюджетов, соответственно до 92% и более чем до 80% от их общего числа. При этом уровень оплаты труда муниципальных служащих строго дифференцирован в зависимости от личного вклада в выполнение социально-экономических показателей.В целом все действующие механизмы стимулирования эффективности работы органов местного самоуправления необходимо рассматривать как эле­менты единой системы. При этом, как показал анализ выполнения показателей оценки деятельности местных администраций, возникает много разнонаправленных приоритетов развития территорий. На наш взгляд, со­вершенствование процессов управления результатами деятельности органов местного самоуправлении долж­но проходить по следующим направлениям:- основными критериями оценки эффективности дея­тельности должны быть: воздействие местной власти на снижение дотационности, увеличение налого­облагаемой базы, повышение уровня и качества жизни населения и бюджетной эффективности, конечная результативность и общественная целесообразность;- синхронизация всех механизмов стимулирования эффективности деятельности путем взаимопро­никновения и согласования интересов на основереализации программно-целевых методов управ­ления (например, предоставление прав регионам устанавливать дополнительный перечень показателей оценки эффективности на основе действующих программ развития территорий);- изменение подходов к системе оплаты труда муниципальных служащих в сторону более тесной ее зависимости от результатов деятельности, достижения установленных показателей социально-экономического развития;- совершенствование систем межбюджетных отношений в направлении расширения прав регионов по стимули­рованию роста доходных источников и закрепления их за муниципалитетами по месту формирования;- организация системы контроля финансово-экономической устойчивости и бюджетной эффек­тивности посредством осуществления муниципаль­ного контроля независимыми контрольно-счетными органами и внедрение механизмов публичной экс­пертизы принимаемых решений;- разработка дифференцированных подходов к стимулированию эффективности деятельности органов местного самоуправления с различным уровнем бюджетной обеспеченности (дотационные сельские поселения, муниципальные районы и профицитные городские округа и поселения).Предлагаемые пути развития механизмов повыше­ния эффективности деятельности муниципалитетов, по нашему мнению, позволят повысить качество муници­пального управления, их финансово-экономическую независимость, что окажет существенное влияние на повышение качества жизни населения.  

 

Залогов, Н.А. Финансово-бюджетные механизмы мотивации эффективной деятельности органов местного самоуправления / Н.А.Залогов // Финансы. – 2010. - № 3. – С.27-30.   
 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 28 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров