Навигация
 
Местное самоуправление: актуальные вопросы Гражданское общество и местное самоуправление Юшина Е. Принципы муниципального управления в условиях социального государства
Юшина Е. Принципы муниципального управления в условиях социального государства

ПРИНЦИПЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

 

ЕЛЕНА ЮШИНА кандидат политических наук,доцент кафедры государственного

и муниципального управления и менеджмента Вятский государственный гуманитарный университет (г. Киров)

610002, г. Киров, ул. Красноармейская, 26 Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 

 

 Местное самоуправление, являясь публичной властью местного сообщества, может ревизовать идею приближения власти к населению в силу знания местных условий хозяйствования и интересов населения

Среди принципов муниципального управления в качестве важнейших выделяются принцип законности, принцип самоуправления, принцип социальности, принцип гласности деятельности и др.

 В принципах муниципального управления отражаются требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти. Эти принципы закладывают фундамент для сохранения преемственности в развитии институтов местного самоуправления.

 

Муниципальное управление - это-деятельность органов местного самоуправления либо населения (местного сообщества), направленная на удов­летворение коллективных (общественных) интересов и потребностей местного сообщества, создание благоприятных условий для жизнедеятельности различных субъектов, расположенных  и осуществляющих деятельность на территории муниципального образования осуществляемая в соответствии с действующим законодательством и с учетом местных исторических, социально-экономических, политических и иных особенностей и традиций. Муниципальная власть носит публичный характер, соответственно муниципальное управление является публичным управлением.

Развитие местного самоуправления имеет большое значение для поиска новых моделей управления обществом, формирования новой российской государственности. Суть в том, что полномочия по определенным объектам управления должны исполняться на максимально приближенном к населению уровне власти. Поэтому именно местное самоуправление, являясь публичной властью местного сообщества, может реализовать эту идею в силу знания местных условий хозяйствования и интересов населения.

Являясь властью специфической, производной от государственной, местное самоуправление имеет два вида полномочий: собственные и переданные государством. Управленческая деятельность органов местного самоуправления имеет двойственную природу. Она включает как вопросы общего взаимодействия органов местного самоуправления с хозяйствующими субъектами разных форм собственности, действующими на территории муниципального образования, так и регулирование хозяйственных отношений для муниципальных предприятий, учреждений и организаций.

Сформулируем принципы муниципального управления как одного из важнейших элементов системы местного самоуправления.

Принцип законности. Публичная власть основывается на законе, действует в режиме соблюдения правовых предписаний. Данный принцип вы­ступает в качестве одной из гарантий муниципального управления. Он означает организацию и деятельность муниципального управления на основе закона. В рамках данного принципа государство признает и гарантирует соблюдение законности в системе муниципального управления.

Соблюдение законности органами и должностными лицами муниципального управления обеспечивается с помощью прокурорского надзора. Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований органами и должностными лицами местного самоуправления. В судебном порядке могут быть обжалованы решения и действия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, нарушающие права физических и юридических лиц.

Согласно данному принципу любое вмешательство государства в дела местного самоуправления требует законодательного воплощения, т.е. органы местного самоуправления должны быть наделены отдельными государственными полномочиями. Последнее осуществляется, например, законом (федеральным или субъекта Российской Федерации) с одновременной передачей необходимых ресурсов для их исполнения. В этом случае реализация переданных полномочий и порядок расходования средств, переданных для реализации этих полномочий, подконтрольны государству. Условия и порядок такого контроля также определяются законодательно.

Принцип самоуправления. В целом самоуправление - это принцип самоор­ганизации людей, сообществ (в нашем случае - местного сообщества), групп, при котором эти субъекты самостоятельно определяют свои цели, задачи, потребности, интересы, реализуют их и осуществляют контроль. По отношению к муниципальному управлению данный принцип подразумевает самостоятельную и под свою ответственность деятельность органов местного самоуправления и местного сообщества (населения) по формированию, утверждению, исполнению и контролю за расходованием местного бюджета, установлению местных налогов и сборов, а также льгот по их уплате, управлению муниципальным имуществом, принятию программ и правил, касающихся жизнедеятельности всех субъектов, расположенных на территории муниципального образования, разработке стратегии развития муниципалитета, решению иных вопросов местного значения.

Принцип социальности. Данный принцип тесно связан с принципом самоуправления. При осуществлении муниципального управления прежде всего должны учитываться и удовлетворяться интересы и потребности населения конкретного муниципального образования, поэтому главной целью является решение проблем, связанных с повышением качества жизни насечения. При этом предполагается привлечение непосредственно населения к подготовке, принятию, осуществлению управленческих решений на данной территории.

Юридически в нашей стране властные полномочия граждан закреплены в ст.3 главы 1 Конституции Российской Федерации: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также - через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Поэтому органы местного самоуправления (выборные и иные) должны создать условия для непосредственного участия населения в принятии решений и управлении муниципальным образованием. Данный принцип следует также учитывать при стратегическом планировании, поскольку тактика и стратегия могут быть реализованы, только если они будут восприняты, поняты и поддержаны как муниципальными служащими, специалистами предприятий, организаций, учреждений, так и населением муниципального образования.

Принцип гласности деятельности. Эффективность и активность участия населения в управленческом процессе на уровне муниципального образования напрямую зависят от реализации принципа гласности и открытости. Развитие институтов демократии на местном уровне обеспечивает связь органов муниципального управления и должностных лиц с местным сообществом и их подконтрольность населению. Гласность выступает важным элементом демократической системы управления. С помощью гласности обеспечивается демократизм управленческой деятельности, её подконтрольность обществу, возможность граждан влиять на выработку решений, затрагивающих их интересы, права и свободы. Законодательство Российской Федерации в области местного самоуправления устанавливает обязанность органов местного само­управления обеспечить получение гражданами полной и достоверной информации о своей работе. Реализация данного принципа означает открытость, прозрачность деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, систематическое информирование о ней населения.

Принцип целевой ориентации муниципального управления. Развитие муниципального образования основы­вается на определенных целях совмес­тной деятельности. Эффективность муниципального управления зависит прежде всего от умения правильно определять и устанавливать цели раз­вития муниципалитета. Цели развития отражаются в перспективных програм­мах и планах.

Принцип коллегиальности и единоначалия. Решения по определенным предметам ведения на уровне муниципальных образований могут приниматься как коллегиально, так и единолично. Коллегиально обсуждаются и принимаются основные организационные и социально-экономические решения, связанные с выработкой миссии муниципального образования, его стратегическим развитием, а также другим наиболее важным вопросам и проблемам управления муниципальным образованием. В уставах муниципальных образований закрепляются организационно-правовые гарантии коллегиальности принятия представительными органами местного самоуправления решений: это требования кворума, необходимого для работы представительного органа и кворума для принятия решений. Принцип коллегиальности проявляется также в работе постоянных и временных депутатских комиссий. Также решения по определенным вопросам управления муниципальным образованием могут приниматься конкретными должностными лицами (глава администрации, руководитель конкретного звена системы управления муниципалитетом). Приказы и распоряжения для конкретного специалиста должны исходить от одного начальника, что обеспечивает оперативность, ответственность, единство требований. В любом случае органы и должностные лица в соответствии с уставами муниципальных образований наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения и несут ответственность в порядке, установленном законодательством.

Принцип государственной гарантии. Гарантии - это совокупность условий и средств, обеспечивающих организацию и деятельность органов и должностных лиц муниципальных органов управления. Государство гарантирует функционирование муниципального управления, а именно: наличие муниципальной собственности (в том числе земельной), объекты которой определяются исходя из их значимости для обслуживания населения. Кроме того, реализация полномочий местного самоуправления обеспечивается финансовыми ресурсами, так как без экономических гарантий оно осуществиться не сможет. Существуют также и юридические гарантии, которые включают установление федеральными законами, актами представительных органов субъектов федерации статуса местного самоуправления, обеспечение обязательности исполнения решений, принятых органами местного самоуправления, всеми субъектами на территории муниципального образования и др.

Организационные и кадровые гарантии включают, в частности:

принятие необходимого законодательства в области местного само­управления; определение структуры органов местного самоуправления населением самостоятельно;

учет мнения населения при изменении границ территории, на которой осуществляется местное самоуправление;

подготовку на государственном уровне муниципальных служащих;

информационное и методическое обеспечение местного самоуправле­ния; право муниципальных образований иметь собственную символику.

Духовные гарантии предполагают защиту духовных ценностей и ориентации деятельности человека и общества в целом, уровня культуры, в том числе и политической, правосознания гражданина. И, наконец, политические гарантии касаются политико-правового режима государства, народовластия, организации системы власти на принципах разделения властей, разграничения предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти и органами местного самоуправления, самостоятельности местного самоуправления в пределах своих полномочий и др.

Принцип системности. Данный принцип позволяет рассматривать муниципальное образование как единое целое, социально-экономическую систему, состоящую из взаимодействующих, разнокачественных, но одновре­менно совместимых на конечные результаты элементов. Иными словами, применение данного принципа дает возможность комплексно изучать явления и процессы функционирования  и развития муниципального образования с учетом их взаимосвязей. Он позволяет исследовать социально-политические и экономические процессы на уровне муниципальных образований, решать проблемы развития муниципалитетов, эффективно использовать материальные и нематериальные ресурсы муниципального образования, а также способствовать сохранению целостности при построении структуры. Принцип системности также должен учитываться в тех случаях, когда одна и та же функция выполняется разными структурами органа местного самоуправления (например, администрацией), или в ходе исполнения данной функции задействованы все структуры органа местного самоуправления, либо же данная функция выполняется совместно разными органами местного самоуправления. В целом данный принцип позволяет учесть специфику муниципалитета и достичь целей муниципального образования и муниципального управления, при формировании которых должны предусматриваться все элементы системы управления, необходимые для обеспечения эффективного достижения пос­тавленных целей.

Принцип сочетания территориального и отраслевого управления. Кроме создания условий для жизнедеятельности всех субъектов, расположенных на территории муниципального образования, главной целью муниципального управления является удов­летворение коллективных интересов и потребностей местного сообщества. В каждом конкретном поселенческом коллективе имеются собственные интересы совместного проживания, что обусловлено историческими, природными, географическими, социальными, экономическими и иными особенностями территории. Реализация этих интересов связана с соответствующей организацией производства и функционированием определенных отраслей хозяйства. Иными словами, для реализации интересов необходимо грамотное сочетание отраслевого и территориального управления в муниципальном образовании. На основе отраслевого принципа формируется механизм управления исходя из развития конкретной отрасли (промышленность, сельское хозяйство, энергетика, транспорт и др.) Территориальный же принцип способствует реализации возможностей, исходящих из территориальной организации хозяйства. Оба эти принципа оказывают влияние на хозяйственную жизнь муниципалитета, при этом территориальный фактор часто испытывает на себе влияние хозяйственной специфики. Эффективность управления зависит от сочетания этих принципов. Принцип вертикального и горизонтального разделения функций. Суть данного принципа заключается в том, что полномочия по определенным предметам ведения распределяются не только между органами государственной власти и местного самоуправления (вертикальное разделение функций), но и внутри муниципалитета между различными субъектами: между самими органами местного самоуправления, между органами местного самоуправления и органами территориального общественного самоуправления, между органами местного самоуправления и населением и т.д. От четкого разграничения функций зависит эффективность управления муниципалитетом.

Принцип соразмерности материальных и финансовых ресурсов муниципального управления его полномочиям. Данный принцип закреплен в Европейской Хартии о местном самоуправлении и в законодательстве Российской Федерации. В частности, в ст. 9 Хартии сказано, что финансовые средства органов местного самоуправления должны быть соразмерны предоставленным им конституцией или законом полномочиям. От соблюдения данного принципа зависит реальная способность органов местного самоуправления решать вопросы местного значения, удовлетворять об­щественные интересы и потребности местного сообщества.

Принцип ответственности. Муниципальная деятельность должна осу­ществляться с учетом интересов местного сообщества. Это обеспечивается различными формами контроля со стороны населения за органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления и их ответственностью, прежде всего перед населением. Формы контроля, порядок и условия ответственности устанавливаются уставами муниципальных образований. Ответственность перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления также несут ответственность за свою деятельность перед государством, физическими и юридическими лицами в установленном законом порядке.

Принцип корпоративизма. Управление муниципальным образованием в целом, так же как и отдельными органами местного самоуправления, либо предприятиями, организациями, учреждениями должно основываться не на принципе «разделяй и властвуй», а на принципах корпоративизма. Только дух корпоративизма обеспечит достижение целей муниципального управления и местного самоуправления в целом. Именно корпоративные отношения являются механизмом удовлетворения интересов каждого через развитие сообщества. Данный принцип позволит сформировать местное сообщество.

Принцип адаптивности. Приобретая относительную автономность, муниципальное управление остается зависимым от окружающей среды, ее динамики. Поэтому для сохранения системы в процессе управления следует обеспечить внешнюю и внутреннюю адаптацию системы муниципального управления, адекватную требованиям изменяющейся внешней среды. Сле­довательно, на уровне муниципального управления должны отслеживаться и внедряться современные технологии, ориентированные на интересы населения; гибкие системы управления; новые организационные структуры с развитыми горизонтальными и вертикальными связями и др. Так как это могут осуществить только высококвалифицированные кадры, постольку требуется постоянное повышение квалификации муниципальных служащих выборных должностных лиц, специалистов муниципальных предприятий, организаций, учреждений и других категорий.

Таким образом, в принципах муниципального управления отражаются требования объективных закономерностей и тенденций развития местной власти. Они определяют структуру и функционирование муниципальной власти, способствуют выяснению сущности ' муниципального управления как особого типа управленческой детальности, его отличительные черты и признаки. Как правило, принципы выступают в качестве критерия оценки действующей системы муниципального управления как подсистемы устного самоуправления, регионального управления. Большое значение в определении принципов муниципального управления имеет то, что они закладывают фундамент сохранения преемственности в развитии институ­тов местного самоуправления в целом и муниципального управления в частности.

 

Юшина, Е. Принципы муниципального управления в условиях социального государства / Е. Юшина // Проблемы теории и практики управления. – 2010. –

№ 5. – С. 19 – 25.

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 25 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров