Навигация
 
Местное самоуправление: актуальные вопросы Политико-правовой аспект становления МСУ Попова Ю.Ю. Взаимодействие органов законодательной (представительной) и исполнительной власти
Попова Ю.Ю. Взаимодействие органов законодательной (представительной) и исполнительной власти

Взаимодействие органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации как необходимое условие государственного строительства в регионах

Попова Ю.Ю., аспирантка кафедры государственного и административного права Юридического института Дальневосточного государственного университета (г. Владивосток)

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В статье рассмотрено влияние взаимодействия органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации на государственное строительство в регионах. Автор обозначил главные проблемы взаимоотношений органов публичной власти субъектов РФ, а также проанализировал основы их правового регулирования и принципы, которыми руководствуются высшие органы региональной власти в своей деятельности и взаимодействии друг с другом.

 

Проблема взаимодействия органов законодательной (представительной) и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации нашла отражение в трудах исследователей конституционного права относительно недавно. Главным образом это связано с началом государственного строительства в регионах России. Предпосылкой последнего явилось принятие Федеративного договора от 31 марта 1992 г., закрепившего систему высших органов власти субъектов Федерации. Помимо прочего, конституционной реформой 21 апреля 1992 г. в Основной закон РСФСР была включена статья 3, установившая основные начала организации системы государственной власти в Российской Федерации. К ним законодатель отнес принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами Москвой и Санкт-Петебургом, автономной областью, автономными округами и местным самоуправлением.

Следующим шагом стало принятие Конституции России 1993 г., закрепившей право регионов самостоятельно устанавливать систему органов власти (пункт «н» статьи 72). Однако о степени самостоятельности субъектов Федерации в решении данного вопроса можно судить с некоторой оговоркой. Установление системы органов государственной власти в регионах должно отвечать общим принципам организации представительных и исполнительных органов власти, закрепленным федеральным законом (часть 1 статьи 77 Конституции РФ). До принятия Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об общих принципах...») единых правил регулирования рассматриваемых правоотношений не существовало. В связи с этим нередко возникали разночтения, устранением которых занимался Конституционный Суд РФ. Гак, рассматривая дело о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Алтайского края, Конституционный Суд внес ясность в понимание, вопроса о модели взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации. Согласно правовой позиции Суда конституционный принцип единства государственной власти требует, чтобы субъекты Российской Федерации в основном исходили из федеральной схемы взаимоотношений исполнительной и законодательной власти. Однако данное утверждение является достаточно уязвимым. Так, по мнению Д.Л. Суркова, республиканская форма правления и разделение властей, выступающие основами организации государственной власти во всей России, не требуют тождества в организации и взаимоотношениях органов законодательной и исполнительной власти Федерации и ее субъектов. Не требует этого и принцип единства госу­дарственной власти, подразумевающий прежде всего единство целей и основных направлений деятельности органов государственной власти.

В настоящее время взаимодействие законодательной и исполнительной ветвей власти в регионах регулируется Федеральным законом «Об общих принципах...» (глава IV), законами и подзаконными актами субъектов РФ.

Главным принципом рассматриваемой группы правоотношений выступает принцип разделения властей. В СССР разделение властей противоречило концепции советского государственного права, поэтому не являлось основой организации и взаимодействия законодательной (представительной) и исполнительной власти на местах. До перестройки 80-90-х годов XX в., представительными органами в краях и областях являлись Советы депутатов трудящихся, избираемые непосредственно населением. Краевые, областные исполнительные комитеты формировались из числа депутатов Советов. Фактически депутаты полностью зависели от исполкома, а председатель исполкома краевого, областного Совета являлся и председателем совета, хотя официально такого поста не существовало.

Взаимодействие законодательной (представительной) и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации представляет собой ограничение обеих ветвей власти от злоупотреблений, сосредоточения всех полномочий в руках одной из них. Следовательно, мы можем назвать такое взаимодействие одним из элементов системы «сдержек и противовесов», обеспечивающей нормальное функционирование органов государственной власти в субъектах Федерации.

В то же время если на федеральном уровне ощущается конституционный формат концепции разделения властей, то уровень субъектов РФ в меньшей мере подвержен воздействию данного принципа. В связи с чем возникает недостаток эффективно действующей системы сдержек и противовесов, определенности г формах и методах взаимодействия законодательной и исполнительной ветвей власти. Рассогласованность и противоречивость во взаимоотношениях высших органов власти субъектов может явиться причиной серьезного конфликта. Такая ситуация, несомненно, представляет угрозу для политической стабильности регионов.

Стоит отметить, что помимо принципов, закрепленных в Федеральном законе от 6 октября 1999 г., в законодательстве ряда субъектов Российской Федерации установлены следующие принципы взаимодействия законодательных и исполнительных органов государственной власти:

1.законность принимаемых решений и осуществляемых действий;

2.взаимное уважение и доверие;

3.гласность;

4. признание и соблюдение полномочий, предоставленных каждому органу государственной власти субъекта РФ Конституцией России, федеральными за­конами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации; 5.урегулирование спорных вопросов преимущественно на основе согласования решений;

6.защита принятых решений в соответствующих судах.

Перейдем непосредственно к рассмотрению роли взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ в государственном строительстве регионов. Для этого необходимо проанализировать сущность рассматриваемого правового явления.

Федеральный закон «Об общих принципах...» главной целью взаимодействия высших органов власти регионов провозгласил эффективное управление про­цессами экономического и социального развития субъекта Федерации, интересы его населения. Взаимодействие позволяет согласовывать позиции органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, способствует принятию действенных решений, поддержанию стабильной политической, соци­альной и экономической ситуации. Первостепенной задачей взаимоотношений высших органов власти субъектов РФ должно быть соблюдение прав и свобод граждан России. Взаимодействуя, обе ветви власти обязаны идти по пути построения демократического правового государства, организовывать свою деятельность так, чтобы конституционный принцип народовластия был не декларацией, а реальность. Представляется интересным и обоснованным мнение А.Н. Черткова. Согласно позиции исследователя целью взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти регионов должны выступать со­хранение и творческое развитие особенностей общественной жизни субъектов

Российской Федерации, обусловленных историческим, географическим, наци­ональным и иными факторами. Рассматриваемой точке зрения автор дает следующее объяснение: «...результативность управления в ряде случаев могла бы быть достигнута и путем централизованного и унифицированного управления. Именно необходимость сохранения и преумножения богатства традиций различ­ных регионов создает предпосылки для установления федеративной формы государства».

Изучение взаимоотношений высших органов публичной власти субъектов РФ было бы неполным без анализа их организационно-правовых форм. Под формами взаимодействия региональных органов законодательной и исполнительной власти мы подразумеваем согласованные действия названных субъектов в определенной области государственного управления, обусловленные конкретными целями и способами их достижения.

Федеральный закон об общих принципах не дает исчерпывающего перечня таких форм: они могут быть установлены в конституциях (уставах), законах и подзаконных актах субъектов Федерации. Поэтому, опираясь на анализ действующего федерального и регионального законодательства, постараемся выделить основные направления взаимодействия законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации и привести примеры:

организационное взаимодействие, которое проявляется в возможности участия в формировании иных органов государственной власти (участие регионального парламента в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);

взаимодействие при осуществлении правотворчества (возможность руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ присутствовать на заседаниях законодательного органа субъекта Федерации с правом совещательного голоса);

взаимодействие в сфере государственного управления (право высшего должностного лица субъекта РФ созывать парламент субъекта Федерации на пер­вое заседание ранее установленного в региональном законодательстве срока);

осуществление взаимного контроля и применение мер конституционной и политической ответственности (право регионального парламента осуществлять контроль за деятельностью исполнительных органов при реализации ими своих полномочий по исполнению бюджета; выражение законодательным органом субъекта РФ недоверия высшему должностному лицу субъекта Федерации);

взаимодействие органов законодательной и исполнительной власти при разрешении споров между ними (создание согласительной комиссии по разреше­нию спора между законодательным органом и высшим должностным лицом субъекта РФ).

Еще раз отметим, представленная классификация форм взаимодействия имеет весьма условный характер. В реальной действительности органы публичной власти субъектов Федерации, занимаясь конкретными видами государственной деятельности, могут осуществлять взаимодействие в различных формах одновременно.

Рассмотрение основ взаимодействия органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Федерации позволяет сделать вывод: государственное строительство в регионах базируется не только на самостоятельной деятельности каждого органа власти, но и на их взаимодействии. Качество государственного строительства зависит от эффектив­ности взаимоотношений высших органов власти субъектов РФ. Последнее обусловлено многими факторами: социальными, экономическими, политическими и т.д. И все же главным условием успешности взаимоотношений органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ является их стремление и умение путем достижения компромиссов обеспечить соблюдение прав и свобод граждан России.

Попова, Ю.Ю. Взаимодействие органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации как необходимое условие государственного строительства в регионах / Ю.Ю. Попова // Конституционное и муниципальное право. – 2010. - № 8. С. 28 – 30.

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 28 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров