Навигация
 
Юревич М. Время и бремя муниципалов
Время и бремя муниципалитетов
 М.Юревич

Качество жизни людей напрямую зависит от качества и культуры быта.


О проблемах местного самоуправления рассуждает губернатор Челябинской области, член президиума Совета по местному самоуправлению при президенте РФ Михаил Юревич, губернатор Челябинской области, который создал ассоциацию предприятий «Агропромышленное объединение «Макфа», известную сейчас по всей России.

Тревога и упреки президента, высказанные в начале октября на Совете по разви­тию местного самоуправления, более чем оправданны. На сегодняшний день на местах существует целый клубок проблем совершенно разного характера. Причем это не всегда упирается в деньги. «Привычку к аккуратности», о которой говорил Дмитрий Анатольевич, еще предстоит воспитать, и не у одного поколения россиян. Но уже сейчас государству важно понять и принять главный принцип работы с муниципалитетами - качество жизни людей напрямую зависит от качества и культуры быта.

В Челябинской области 317 муниципальных образований преимущественно по­селенческого уровня. Большинство проблем идентичны. В первую очередь это касается вопросов благоустройства, ЖКХ, дорог, мест для отдыха; досуга. Прак­тически во всех муниципальных образованиях всплывают проблемы с земельными участками: по собственникам, границам, плате за использование. Необходимы, но отсутствуют разъяснения федеральных ведомств (Минрегиона, налоговой службы) о внутридворовых территориях, плате за землю под многоквартирными домами и еще целому ряду позиций.

Основную проблему муниципалитетов я определил для себя еще в бытность мэ­ром Челябинска. Есть обязательства перед жителями, но не всегда есть возможности их исполнить. Мы с этим столкнулись, когда начали в Челябинске «дорожную революцию». При всей поддержке сверху (а она была основательной) оставался целый ряд локальных пробелов. Естественно, во многих случаях вопрос упирался в нехватку средств. Чтобы как-то помочь муниципальным бюджетам нести расходы на содержание и ремонт дорог местного значения, мы предложили вернуться к практике дорожного фонда, а до этого законодательно передать на муниципальный уровень 50% транспортного налога, целевым назначением - только на ремонт дорог и ни на что другое.

Есть замечания к федеральной целевой программе «Развитие транспортной сис­темы России до 2015 года». Для начала неплохо было бы, чтобы она вообще заработала: мы направили в отраслевые ведомства заявок более чем на 2,3 млрд. рублей по 84 объектам. Но воз и ныне там. Как бы там ни было, в рамках программы шанс получить проезд до асфальтированного тракта имеют лишь те населенные пункты, которые отстоят от основного пути на расстоянии до 5 километров. А что делать другим муниципалитетам? Мы предлагаем увеличить этот программный параметр как минимум до 15 километров. Россия - страна больших расстояний. А требования со стороны инвесторов одинаковы во всем мире. Бизнес с рабочими местами и налоговой отдачей приходит туда, куда элементарно удобно добираться.

Еще одна болевая точка для всех муниципалитетов - это бытовые отходы. На сегодня практически ни одному муниципальному образованию не по силам со­ответствовать требованиям полигонов ТБО и тем более выстроить мусороперера- батывающие заводы. Новейшая история Неаполя, периодически зарастающего мусором, может повториться в любом городе по первому же предписанию прокуратуры. Это вопрос доброй воли надзорного ведомства: как долго оно готово закрывать глаза на нарушения, найти которые не составит особого труда. На мой взгляд, нужна отдельная федеральная программа, предусматривающая софинансирование строительства мощностей по переработке и утилизации коммунально-бытовых отходов в городах.

Конечно, основная головная боль на местах - это сфера ЖКХ. Но просто плакаться по поводу изношенных сетей или ветхого жилья, считаю, недопустимо. Большинство южноуральских городов активно включилось в совместную работу с Фондом содействия реформированию ЖКХ. Около 6 тысяч домов отре­монтировано в Челябинской области. Это третья часть всех многоквартирных домов, временное перечисление средств. Но оптимальным решением был бы перевод конечных потребителей, то нуждающихся в капремонте.

И считаю, что необходимо продолжить эту программу, возможно, с поэтапным уве­личением доли собственников в общих затратах. Отдельная тема - и прези- дент тоже высказался об этом достаточно жестко - качество услуг ЖКХ, разумные цены и тарифы. На данный момент муниципальные власти не имеют права контроля за управляющими компаниями или ТСЖ. Даже передача технической документации на многоквартирный дом при смене способа управления оборачивается пробелами. Самое верное - передать муниципалитетам право вести единые базы данных по собственникам жилья и управляющим компаниям.

Ряд наших предложений был направлен и на активизацию установки систем учета и регулирования объемов потребления коммунальных ресурсов. Пока в этом вопросе ситуация «непрозрачная»: нет четкого порядка в учете, а главное, нет экономических стимулов для людей к установке подобных систем. Если нет особой разницы между старым и новым, зачем что-то предпринимать или вкладывать средства?

По оплате за коммунальные услуги тоже вышли с предложением - установить «транзитный» характер коммунальных платежей через счета исполнителей услуг к поставщикам. Если надо, ввести административную ответственность должностных лиц УК и ТСЖ за несвоевременное перечисление средств. Но оптимальным решением был бы перевод конечных потребителей,то есть населения, на прямые расчеты с поставщиками воды, газа, электричества.

На местах чувствуют и понимают, что основное бремя бытовых проблем отнесено именно на муниципальный уровень. Понимают и то, что «до Москвы далеко», а потому легче и эффективнее «поднапрячь» областную власть, чем федеральный центр. Мы идем на такой характер отношений, задействуем механизмы трансфертов, субсидий, распределений дополнительных доходов. Отдельно решаем вопросы с подготовкой кадров, обучением.

Это нормальный, рабочий процесс, и он, собственно, становится залогом спокойного и вместе с тем динамичного развития муниципальных образований.

ЮРЕВИЧ, М. Время и бремя муниципалов / М. Юревич // Труд. – 2010. – 12 октября. – С.7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 32 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров