Навигация
Опрос
Больше всего мне понравилась книга:
 
 
Псковский край в прессе - 2010 год Культура Белюков Д. А. Подготовка допризывников Псковской губернии в годы Первой мировой войны
Белюков Д. А. Подготовка допризывников Псковской губернии в годы Первой мировой войны

Военное обучение молодёжи допризывного возраста в целях её подготовки к военной службе на государственном уровне получило системный характер в России с началом Первой мировой войны. В предлагаемой вниманию читателей статье автор рассматривает военно-спортивную подготовку учащихся средних учебных заведений Псковской губернии в 1914—1917 гг.
15 МАРТА 1914 года* на первом заседании Временного совета по делам физического развития народонаселения России рассматривался вопрос о физическом развитии молодёжи, прежде всего учащейся, её подготовке к военной службе (1). Особую актуальность этот вопрос приобрёл с началом войны.  Главнонаблюдающим за физическим развитием народонаселения Российской империи являлся генерал-майор свиты его величества В.Н. Воейков. По его поручению было разработано «Положение о мобилизации спорта», утверждённое 5 декабря 1915 года императором Николаем II. Документом предусматривалась допризывная подготовка лиц, подлежавших призыву в армию и на флот, при содействии и под наблюдением военно-спортивных комитетов, спортивных и гимнастических обществ или соответствовавших им организаций, а также в средних и низших учебных заведениях, если в них имелись учащиеся старше 16 лет. Программа обучения утверждалась военным министром. Юноши, прошедшие курс обучения, проходили испытания в комиссиях, создававшихся при военно-спортивных комитетах, после чего получали удостоверение установленной формы. При этом лица, успешно подготовившие не менее 10 человек, получали свидетельство инструктора. Общество, организация или учебное заведение получали денежное вознаграждение: за каждого успешно прошедшего испытания — 20 рублей, за инструктора — 50.
Прохождение курса допризывной подготовки не освобождало от военной службы и не давало отсрочек, но окончившие его получали преимущество при поступлении в школы прапорщиков пехоты или в учебные команды.
Основная работа по организации допризывной подготовки ложилась на военно-спортивные комитеты, которые создавались в городах и местностях, где имелись спортивные и гимнастические общества или соответствовавшие им организации или учебные заведения.
 В.Н. Воейков отвечал как за создание военно-спортивных комитетов, так и за их деятельность. В состав комитетов входили представители различных обществ и организаций, местной администрации, Военного министерства, ведомств, в ведении которых находились местные учебные заведения, а также представители местных городских общественных управлений и земств и другие лица, чьё участие могло принести пользу делу. Во главе каждого местного военно-спортивного комитета стояли председатель и два его товарища (заместители), выбиравшиеся на первом заседании. Труд членов комитетов был безвозмездным.
На комитеты возлагались следующие обязанности: объединение обществ, организаций, учебных заведений и отдельных лиц в данном районе по мобилизации спорта; выяснение числа желающих принять участие в допризывной подготовке; подыскание соответствующих мест и помещения для занятий. Комитет наблюдал за правильной организацией допризывной подготовки, назначал испытательные комиссии, выдавал соответствующие свидетельства и удостоверения, имел право приобретать, закладывать и продавать имущество, двести иную хозяйственную деятельность. Средства, необходимые для работы комитетов, поступали из добровольных пожертвований и сумм, отпускавшихся главнонаблюдающим (2). Перед ним комитеты раз в месяц отчитывались о проделанной работе. О встретившихся затруднениях они должны были сообщать незамедлительно (3).
В специальной инструкции от 1 марта 1916 года военно-спортивным комитетам предписывалось рассматривать свою деятельность как патриотический долг, поддерживать непосредственную связь с населением, с местными спортивными обществами и организациями.
Чтобы придать больший вес военно-спортивным комитетам, министр внутренних дел А.Н. Хвостов рекомендовал губернаторам назначать в губернский комитет своего представителя, а его заместитель СП. Белецкий разослал губернаторам и градоначальникам послание, в котором обосновывалась необходимость допризывной подготовки. «Доблестная русская армия нужда-ется в непрестанном пополнении убыли новыми людьми, — писал товарищ министра. — Между тем вновь призываемые люди по своему физическому развитию, выносливости и дисциплине не всегда стоят на высоте требований, предъявляемых современными условиями войны. Поэтому... введена допризывная подготовка молодых людей» (4). Руководство МВД поддержал и министр народного просвещения граф П.Н. Игнатьев. В письме на имя попечителей учебных округов от 23 декабря 1915 года он также разъяснял необходимость предварительной военной подготовки. В частности, начальникам учебных заведений предлагалось немедленно создавать военно-спортивные комитеты, принимать в их деятельности непосредственное участие.  
Допризывная подготовка по программе, утверждённой военным министром, вводилась в двух старших классах средних учебных заведений и должна была проводиться три часа в неделю, положенных на гимнастику, т.е. по два урока в неделю (полтора часа) и в последние часы занятий. Учащиеся выпускных классов в воскресные дни должны были заниматься «военным строем» в продолжение двух часов. В течение зимы предписывалось проводить лишь такие занятия, которые не требовали большого помещения, остальные занятия откладывались до весны, когда можно было заниматься на воздухе упражнениями, требовавшими военных построений. При этом выпускные классы средних учебных заведений (8-й класс гимназий и 7-й класс реальных училищ) освобождались от выпускных экзаменов, которые заменялись ежемесячными репетициями, а аттестаты выдавались на основании годовых отметок. Таким образом, учебные занятия в выпускных классах заканчивались, как обычно, в конце апреля, а время, предназначенное для экзаменов, до 1 июня использовалось только для занятий по допризывной подготовке (см. таблицу).
Главнонаблюдающий рекомендовал примерный план недельного расписания занятий по допризывной подготовке.
ПЕРВЫЙ военно-спортивный комитет был создан в Москве 18 октября 1915 года под председательством В.Н. Шустова. 10 декабря 1915 года образовался Петроградский военно-спор-тивный комитет. К июню 1916 года в России уже имелись 23 военно-спортивных комитета, в том числе Нижегородский, Киевский, Херсонский, Павлодарский, Тифлисский, Ташкентский, Харьковский, Одесский, Екатеринославский (5). В Псковской губернии в 1916 году были созданы 6 военно-спортивных комитетов: Псковский, Великолукский, Порховский, Холмский, Опочецкий и Торопецкий (6).
5 января открылся комитет в Торопце, 21 января — в Порхове, 15 февраля — в Опочке и 18 февраля — в Холме. Возглавили их директоры местных реальных училищ: И. Тровчетов (Торопец), В. Буевский (Порхов), Н. Кудрявцев (Опочка). Состав Холмского военно-спортивного комитета был весьма представительным. Почётным членом являлся предводитель уездного дворянства князь Н.М. Шаховской. Председателем стал директор реального училища В.И. Лавров. От военного ведомства в состав комитета вошли начальник гарнизона полковник В.А. Тысский и по его на¬значению отставной капитан А.А. Яцук (7).
Псковский военно-спортивный комитет был образован 17 января 1916 года. Инициатором его создания выступил Артур Генрихович Готлиб, статский советник, директор Псковской мужской Александра I Благословенного гимназии, руководитель двух спортивных обществ — Псковского гимнастического общества «Сокол» и Псковского общества содействия телесному воспитанию учащейся молодежи (ПОСТВУМ). 21 января пришло разрешение от главнонаблюдающего на создание комитета. На первом заседании, состоявшемся 6 февраля, был утверждён его состав: председатель — А.Г. Готлиб; товарищи (заместители) председателя — полковник В.А. Немчинов и действительный статский советник А.В. Введенский, а также представители общественности, спортивных организаций и руководители приписанных к комитету одиннадцати учебных заведений (8). Восемь из них находились в Пскове — учительский институт, учительская семинария, мужская гимназия, Сергиевское реальное училище, землемерное училище, 7-классное коммерческое училище товарищества преподавателей, 1-е и 2-е высшие начальные училища (9); а три — в уездах: Островское и Торопецкое реальные училища, Печерское высшее начальное училище. К комитету приписывалось также Псковское общество содействию телесному воспитанию учащейся молодёжи. Программа включала в себя строевую и стрелковую подготовку, гимнастику, полевые занятия, вопросы теории военного дела. Количество часов колебалось от 60 до 120 для каждой группы. От занятий освобождались непригодные по здоровью после прохождения медицинского осмотра (10).
С особой тщательностью подошли к организации допризывной подготовки в учительской семинарии, готовившей преподавателей для начальных школ. Её директор Александр Евгеньевич Введенский информировал учебное бюро при Министерстве народного просвещения, что педагогический совет вверенного ему учебного заведения, обсудив вопрос о порядке и способах введения мобилизации спорта, признал допризывную подготовку «весьма желательной». Занятия с семинаристами начались с 30 января 1916 года. Обучались все 22 воспитанника выпускного 4-го класса, юноши крестьянского происхождения, православного вероисповедания, 1892—1897 годов рождения. Они прошли медицинский осмотр и были признаны годными для военной службы. Руководил занятиями боевой офицер поручик Е.В. Покровский, специально приглашённый для этих целей. Занятия объёмом в 68 часов проводились в плохую погоду в гимнастическом зале мужской гимназии, а в хорошую погоду на воздухе. Военно-спортивный комитет выделил семинаристам трёхлинейные винтовки, однако учебные стрельбы по ряду причин не проводились.
14 мая состоялись испытания для допризывников сводной команды Псковской учительской семинарии и Псковского учительского института численностью 38 человек. В состав комиссии вошли комендант Пскова полковник В.А. Немчинов, штабс-капитан А.В. Антонов, А.Г. Готлиб, А.Е. Введенский, А.Я.Чихачёв — директор института. Экзамен включал в себя строевую подготовку, «приготовление к стрельбе», фехтование на штыках, устные вопросы по программе. Все испытуемые получили соответствующие удостовверения (11).
Учащиеся Островского реального училища занимались допризывной подготовкой в объёме 60 учебных часов. Им были выданы винтовки пехотного и кавалерийского образцов, боевые патроны, армейские сапоги. Возраст 26 обучавшихся от 16 до 22 лет. Испытания успеш но прошли 25 юношей. Они показали, что усвоили строевые и ружейные приёмы. Особенно хорошо реалистам удалось наступление стрелковой цепью на берегу р. Великой, их устные ответы также оказались удовлетворительными (12). Комиссия в составе А.Г. Готлиба (председатель), директора училища Штемберга, подполковника Баженова и прапорщика Вишневского признала всех испытуемых подготовленными к военной службе.
В  ПСКОВСКОМ землемерном училище на допризывную подготовку было отведено 110 ч. за счёт увеличения времени на изучение теории военного дела по вопросам специального руководства «Мобилизация спорта». Руководил занятиями подполковник К.В. Копьёв. 21 мая на площадке против Мариинской женской гимназии прошли испытания 38 воспитанников училища. Газета «Псковская жизнь» писала: «Землемеры с большой чистотой и отчётливостью произвели построения, ружейные приемы, гимнастические движения, фехтование на ружьях и стрелковое учение. Не помешал и проливной дождь. За этой частью программы, сопровождавшейся церемониальным маршем под звуки военного оркестра, следовало устное испытание в зале Мариинской женской гимназии». На смотре присутствовало много почётных гостей, в том числе и вицегубернатор B.C. Арсеньев (13).
При Псковском обществе содействия телесному воспитанию учащейся молодёжи испытания устраивались по специальной программе, разработанной местным военно-спортивным комитетом. Она включала в себя вопросы по теории военного дела (41 вопрос), воинской дисциплине (12 вопросов), обязанностям часового (10 вопросов), по устройству винтовки (42 вопроса), по действиям в рассыпном строю (24 вопроса). Обучение при ПОСТВУМ успешно прошли 19 человек (14).
Особой торжественностью отличались испытания 25 мая 1916 года, когда свои знания и умения по военному делу показывали гимназисты и реалисты общей численностью 61 человек. Началось с парада на  площадке  комитета, против здания Мариинской женской гимназии. Взвод экзаменовавшихся, при винтовках и подсумках, выстроился в 13 ч 30 мин на площадке. К двум часам здесь собралось много почётных гостей, а на прилегающих улицах — огромная толпа народа. Допризывников приветствовал псковский губернатор шталмейстер А.И. Келеповский.  
В 2 ч. 05 мин. прибыл командующий Северным фронтом генерал от инфантерии А.Н. Куропаткин. Экзамен начался с поворотов и ружейных приёмов, затем — взводное учение, маршировка, бег, прыжки, колка чучел, фехтование на ружьях, приёмы стрельбы (залпами, беглый и редкий огонь, стрельба в разных положениях и т.п.) и вольные, гимнастические упражнения. А.Н. Куропаткин похвалил учащихся и благословил их на ратный подвиг.
 Затем последовало устное испытание в зале Мариинской женской гимназии. В состав экзаменационной комиссии вошёл командированный главнонаблюдающим специально на этот экзамен полковник А.П. Мордовии — начальник Главной гимнастическо-фехтовальной школы. Он сказал что, осмотрев в последнее время множество учебных заведений в разных областях империи, хотел бы особо отметить успехи псковичан в допризывной подготовке. Вместе с тем, по его мнению, следовало усилить индивидуальное обучение, чтобы каждый допризывник смог показать свою ловкость, выносливость, силу, смелость, находчивость и, конечно же, высокую дисциплину (15).
Таким образом, в 1916 году в Пскове и губернии допризывную подготовку прошли 305 человек, при этом 146 научились стрелять боевыми патронами; 243 допризывника успешно сдали экзаменационные испытания и получили соответствующие удостоверения. По учебным заведениям количество подготовленных распределилось следующим образом: Псковский учительский институт — 19; Псковская учительская семинария — 19; Островское реальное училище — 25;Торопецкое реальное училище — 26; Псковская мужская гимназия — 28; Псковское Сергиевское реальное училище — 33; Псковское землемерное училище — 38; 7-классное коммерческое училище товарищества преподавателей г. Пскова — 22; Псковское 1-е высшее начальное училище — 18; Псковское 2-е высшее начальное училище — 15.
Позднее допризывную подготовку получили 36 учащихся Псковского землемерного училища, 16 — Печерского высшего начального училища, 17 — Псковского учительского института, 26 — Псковской учительской семинарии (16).
Успехи Псковского военно-спортивного комитета   получили признание центральных властей. Главнонаблюдающий за   физическим развитием    народонаселения Российской империи В.Н.  Воейков    прислал благодарность «за неутомимые и  плодотворные труды»,  четверо, в том числе и А.Г. Готлиб, были отмечены нагрудной медалью «За труды по отличному выполнению  всеобщей  мобилизации»; А.Г. Готлиб к тому же получил  16 января  1917 года чин действительного статского советника «за труды по физическому развитию и воспитанию учащихся» (17).
Следует сказать, что деятельность Псковского военно-спортивного комитета не ограничивалась допризывной подготовкой только учащейся молодёжи. Комитет печатал объявления и плакаты, разъясняя необходимость допризывной подготовки, приглашая записываться всех желающих в возрасте от 16 до 40 лет во второй набор обучения. С 1 июня 1916 года удалось организовать курсы допризывной подготовки, на которых собрались 35 человек различного возраста и общественного положения — чиновники,
служащие контор, торговых учреждений. Для устройства спортивной площадки комитету Псковской городской думой был выделен в удобном месте участок городской земли в 300 кв. сажень (18), а от главнонаблюдающего получено 500 рублей на его оборудование (19). Испытания «лиц разного звания», прошедших допризывную подготовку при ПОСТВУМ, состоялись 9 августа 1916 года. Член комитета В.А. Немчинов докладывал, что экзамен произвёл отличное впечатление.  
Молодые люди обнаружили основательную подготовку не только в строю, но и в гимнастике.
Довольно широкой известностью пользовался военно-спортивный комитет в Великих Луках, членом которого по распоряжению попечителя Петроградского учебного округа подполковника Н.К. Кульчицкого от 31 декабря 1915 года был назначен директор Великолукского реального училища Евгений Александрович Мезенцев (20).
Интересно проследить, как создавался комитет. В январе 1916 года Н.К. Кульчицкий потребовал от руководителей учебных заведений создания на местах военно-спортивных комитетов с приглашением для работы с учащимися преподавателей военного строя. Через месяц от него же поступил запрос о выполнении циркуляра. Е.А. Мезенцев отвечал, что к 22 февраля 1916 года в Великих Луках военно-спортивный комитет ещё не организован, так как губернатор и начальник местного гарнизона не назначили своих представителей. Однако допризывная подготовка в реальном училище велась, при этом с учащимися занимался местный исправник — отставной офицер. Занятия посещали 146 человек — учащиеся 4—7 классов занимались 8 ч в неделю. При этом директор училища отмечал, что занятия приходится вести исключительно под открытым небом, так как гимнастический зал занят командой военного госпиталя (санитары, фельдшеры, писари и др.) (21).
Вскоре Мезенцев получил новые рекомендации, а именно: отослать главнонаблюдающему за физическим развитием народонаселения Российской империи поименные списки учеников, обучающихся военному делу; за неимением опытных унтер-офицеров разрешалось поручить обучение военному делу; преподавателям гимнастики; из-за невозможности Главного артиллерийского управления снабдить учебные заведения оружием разрешалось использовать деревянные макеты винтовок, а их устройство изучать по плакатам, изданным Офицерской стрелковой школой. При этом Е.А. Мезенцева проинформировали, что в задачи комитетета входит также организация занятий с лицами из местного населения, подлежащими призыву в армию.
Е.А. Мезенцев активизировал работу по созданию комитета. Он направил запросы руководителям учебных заведений Великих Лук с просьбой предоставить сведения о числе учащихся старше 16 лет. О своём намерении сотрудничать объявили 1 -е и 2-е высшие начальные городские училища, духовное училище и железнодорожное техническое училище. Был также сделан запрос в Великолукскую городскую управу с просьбой предоставить сведения о численности лиц, желающих пройти курс допризывной подготовки. Управа отвечала, что такого списка лиц у неё нет, но создание в городе военно-спортивного комитета она «приветствует». На основании собранных сведений Е.А. Мезенцев информировал главнонаблюдающего, что в Великих Луках имеются все возможности для создания местного комитета: соответствующий контингент обучающихся, гимнастический зал реального училища, преподаватели гимнастики и военного дела.18 апреля 1916 года на имя директора Великолукского реального училища пришла телеграмма: «Главнонаблюдающий разрешает. Организуйте выборы. Подробности почтой. Помощник Главнонаблюдающего Срезневский».
Первое заседание комитета состоялось 6 мая 1916 года на квартире самого директора реального училища. В состав комитета вошёл Великолукский уездный предводитель дворянства, камергер высочайшего двора Н.Ф. Голенищев-Кутузов, возглавил комитет Е.А. Мезенцев.
Первая группа допризывников обучалась с 24 апреля по 25 мая 1916 года. Проводил занятия подпоручик Струзер. Составленная им программа подготовки включала в себя утренние занятия с 8 до 11 ч., на которых шло обучение сомкнутому и рассыпному строю, приготовлению к стрельбе, сигнализации, самоокапыванию. Один утренний час посвящался гимнастике. В дневное время изучались ружейные приёмы, теория стрельбы, задачи разведки, службы связи и сигнализации, а также штыковой бой. В воскресные дни осуществлялись так называемые военные прогулки: походное движение с мерами охраны, проведение разведки, обучение рассыпному строю. Надо отметить, что в торжественных мероприятиях — парадах по случаю рождения и коронации Николая II взвод допризывников участвовал наряду с войсками гарнизона Великих Лук.
26 мая 1916 года состоялись экзаменационные испытания. В состав комиссии входили члены комитета, а также два представителя военного гарнизона. Все обучавшиеся получили соответствующие удостоверения (31 реалист и 14 учеников 1-го и 2-го высших начальных училищ). Следует отметить, что из числа 45 лиц, окончивших допризывную подготовку, пятеро оказались моложе 16 лет, что противоречило инструкции (22).
Второй курс допризывной подготовки прошёл обучение по прежней программе в период с 1 октября по 1 ноября 1916 года. Испытания состоялись 10 ноября. Обучение прошли 18 учащихся реального училища (инструктор подпоручик Струзер), 13 воспитанников духовного училища (инструктор Валентин Петров), по 21 ученику от 1-го и 2-го высших начальных училищ (инструкторы Сергей Ефимов, Александр Токарев, Александр Григорьев, Викентий Васильев и Павел Дзеволенко). Всего были подготовлены 73 человека. Таким образом, в общей сложности обучение при Великолукском военно-спортивном комитете прошли 118 юношей (23).
После революционных потрясений февраля 1917 года руководство допризывной подготовкой было возложено на уполномоченного Временного правительства по делам допризывной подготовки и физического развития населения России В.И. Срезневского, бывшего помощника главнонаблюдающего. Однако в силу финансовых затруднений государства расходы на допризывную подготовку «не признавались крайне необходимыми», поэтому было предложено дальнейшую подготовку новых выпусков остановить (24).
Возрождение системы допризывной военной подготовки населения началось уже после победы Октябрьской революции.


ПРИМЕЧАНИЯ
1  Государственный архив Псковс¬кой области (ГАПО). Ф. 650. Оп. 1. Д. 162. Л. 4-21.
2  Собрание узаконений и распо¬ряжений правительства, издаваемых при Правительствующем Сенате. 1915. 20 декабря; ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 3226. Л. 53, 54; Ф. 37. Оп. 1. Д. 8. Л. 1-5.
3 Там же. Л. 48.
4  Там же. Ф. 20. Оп. 1. Д. 3236. Л. 6, 7, 67.
5  Столбов В.В., Финогенова Л.А., Мельникова Н.Ю. История физи¬ческой культуры и спорта. М., 2001. С. 174, 175.
6  ГАПО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 3236. Л. 6-95.
7 Там же. Л. 28-47.
8 Там же. Л. 26; Ф. 37. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-3; Д. 8. Л. 8-14, 119.
9  Высшие начальные училища — учебные заведения, возникшие в 1912 г. взамен городских училищ, со¬стояли из 4 классов с годичным кур¬сом в каждом. В них обучались дети средних слоев городского населения, окончившие начальную школу.
10 ГАПО. Ф. 37. Оп. 1. Д. 8. Л. 119, 145-152.
,|Тамже.Д.5.Л.2-12;Ф.67.0п. 1. Д. 237. Л. 6, 7, 24-32, 98; Д. 238. Л. 2-10.
12   Там же. Ф. 37. Оп. 1. Д. 2. Л. 20—25; «Псковская жизнь». 1916. 24 мая.
13 ГАПО. Ф. 37. Оп. 1. Д. 3. Л. 10-30; Ф. 125. Оп. 1. Д. 288. Л. 125-257; Псковская жизнь. 1916. 24 мая.
14 ГАПО. Ф. 37. Оп. 1. Д. 4. Л. 41-48.
15  Там же. Д. 8. Л. 119, 145-152; Ф. 125. Оп. 1.Д. 288.Л. 255.
16  Там же. Ф. 37. Д. 3. Л. 54; Д. 5. Л. 33,34; Д. 6. Л. 12-15; Ф. 125. Оп. 1. Д. 288. Л. 245-258; Ф. 67. Оп. 1. Д. 238. Л. 17-38.
17-Там-:же. Ф. 37. Оп. 1. Д. 7. Л. 66, ПО; Д. 8. Л. 161, 163-167.
18  На чрезвычайном заседании 17 июня 1916 г. дума единогласно пос¬тановила: отвести в бесплатное поль¬зование для нужд ВСК на время его существования, но не больше чем на 6 лет, участок земли в 300 кв. сажень.
19 Деньги были выделены не прямо для Псковского военно-спортив¬ного комитета, а для ПОСТВУМ, т.к. комитет учреждался лишь на время войны с точно определённой целью.
20  ГАПО. Ф. 650. Оп. 1. Д. 162. Л. 24-26, 28, 40.
21 Там же. Л. 34, 35.
22 Там же. Л. 100-112, 126-128.
23 Там же. Л. 144-152.
24 Там же. Ф. 37. Оп. 1.Д. 7.Л. 175, 176, 197.


      Белюков Д. А. Подготовка допризывников Псковской губернии в годы Первой мировой войны /  Д. А. Белюков // Военно-исторический журнал. – 2010. - № 3. – С. 21 – 25.

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 15 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров