Навигация
 
Местное самоуправление: актуальные вопросы Политико-правовой аспект становления МСУ Коняхин В. О месте представительных органов в системе органов местного самоуправления
Коняхин В. О месте представительных органов в системе органов местного самоуправления

В. Коняхин

О месте представительных органов в системе органов местного самоуправления

Построение в России демократического федеративного правового государства предполагает наличие эффективно функционирующей системы местного самоуправления. Местное самоуправление в Российской Федерации как одна из конституционных форм реализации народом принадлежащей ему власти одновременно рассматривается и в качестве демократического способа социального управления. Характерная черта данного института власти — это не только закрепление самостоятельности и автономности местного самоуправления от системы государственных органов, а в большей мере деятельность, предполагающая самоорганизацию, самоуправление и самоответственность населения при решении вопросов местного значения.

Новый Федеральный закон, вступивший в силу с 1 января 2006 г., в ст. 34 более детально регламентирует структуру органов местного самоуправления, к которым относит: представительный орган муниципального образования, главу муни­ципального образования, местную администрацию (исполнительно-распо­рядительный орган муниципального образования), контрольный орган му­ниципального образования, иные органы местного самоуправления, преду­смотренные уставом муниципального образования.

Какую бы структуру ни предусматривал Устав муниципального образования, обязательным органом являться будет представительный орган муниципального образования, который играет важнейшую роль в системе местного самоуправления. Поэтому в настоящее время на первый план выхо­дят вопросы конституционно-правового регулирования статуса представительных органов муниципальных образований.

Очевидно, что центральным вопросом государственного строительства в процессе становления и развития представительного органа местного самоуправления является вопрос о законодательном установлении его компетенции (то есть о предметах ведения и полномочиях). Как известно, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установил компетенцию представительных органов местного самоуправления в части предметов ведения и полномочий в форме вопросов местного значения. Несмотря на это, в настоящее время процесс формирования реальной компетенции представительных органов еще не завершен.

Изучение практики показывает, что в определении компетенции представительных органов муниципальных образований со стороны субъектов Российской Федерации существуют определенные трудности. В законах субъектов Федерации часто указывается, что перечень предметов ведения местного самоуправления составляет его компетенцию.

Встречается изложение предметов ведения местного самоуправления как равнозначного полномочиям органов местного самоуправления или отожде­ствление понятий «предметы ведения» и «полномочия» представительных органов местного самоуправления. Анализ ст. 6 Федерального закона свиде­тельствует, что в названной статье использованы юридически неопределенные термины «организация», «развитие», «участие», «обеспечение», что не позволяет точно установить объем полномочий представительных органов местного самоуправления. Проблема в том, что значительная часть действующих законов содержит очень расплывчатые определения полномочий указанных органов. Кроме того, многие положения попросту дублируются.

Зачастую одни и те же полномочия возложены и на федеральную власть, и на субъекты РФ, и на органы местного самоуправления. Когда все исполняют одно и то же, трудно определить степень ответственности органа власти за принятые решения или за отсутствие какой-либо деятельности. Подобная ситуация приводит к тому, что федеральному и региональному законодателю легко «уклониться» от своих финансовых обязанностей перед местным самоуправлением, расширив перечень вопросов местного значения «участием в реализации» государственных полномочий в той или иной области.

На сегодняшний день практика применения базового Федерального закона выявила ряд проблем, неразрешенность которых препятствует дальнейшему развитию местного самоуправления, эффективному взаимодействию органов государственной власти и органов местного самоуправления и эффективному функционированию системы местного самоуправления, в числе которых нечеткость в определении компетенции муниципальных образований, неопределенность территориальной организации местного самоуправления, возможность формирования структуры органов местного самоуправления, не соответствующей решаемым задачам, несоответствие ресурсов исполняемым обязанностям, удаленность органов местного самоуправления от населения, непроработанность механизмов взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления. Общий объем необходимых изменений и до­полнений в действующий Федеральный закон фактически потребовал принятия его в новой редакции.

Представительными органами муниципальных образований являются выборные органы, образуемые в соответствии с федеральным законодательством, законами субъекта Российской

Федерации, уставом муниципального образования, обладающие правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, дей­ствующие на территории муниципального образования.

Специфика представительного органа заключается в самой природе института «народного» представительства: этот орган, депутаты которого избираются населением в ходе свободных выборов, призван представлять интересы населения путем принятия решений по наиболее принципиальным вопросам (как правило, в форме местных нормативных актов), а также осуществления контроля за деятельностью исполнительного органа местного самоуправления. Как правило, не будучи постоянно работающим профессиональным органом, представительный орган не наделяется полномочиями в сфере оперативной управленческой деятельности, однако он должен обладать достаточными правами по осуществлению контроля за такой деятельностью.

Основными чертами представительных органов местного самоуправления, определяющими их место в системе органов местного самоуправления являются:

1.Обязательность наличия выборных (представительных) органов в структуре органов местного самоуправления, что предусмотрено в Европейской хартии о местном самоуправле­нии, в Конституции РФ, федеральном законодательстве и законах субъектов Федерации. Закрепляя права местного самоуправления в решении государственных дел, Европейская хартия устанавливает, что эти права осуществляются советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования.

2.Срочность осуществления полномочий. Срок полномочий представительных органов местного самоуправления в субъектах Российской Федерации различен и составляет от 2 до 4 лет. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избиратель­ных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, что срок полномочий представительного органа не должен превышать 5 лет.

3.Самостоятельное определение населением муниципального образования структуры представительных органов. В соответствии с Конституцией РФ структура органов местного самоуправления определяется населением

самостоятельно (ст. 131). Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» связывает решение вопросов организации местного самоуправления с принятием устава муниципального образования. В уставе определяются структура, наименование и порядок формирования органов местного самоуправления, компетенция органов и должностных лиц местного самоуправления, другие положения, составляющие организационную основу местного самоуправления.

4.Представительный характер. Представительные органы местного самоуправления выражают интересы населения муниципального образования и принимают решения от его имени, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

На территории Российской Федерации представительными органами местного самоуправления являются: Думы, муниципальные собрания, муниципальные комитеты и т.п. В соответствии с Федеральным законом они наделяются собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.

Конечно, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает различные формы реализации прав граждан России на местное самоуправление, в том числе в рамках непосредственной демократии. В их числе местный референдум, сходы и собрания граждан, публичные слушания, опросы и обращения. Но тем не менее представительные органы являются ведущими в структуре органов местного самоуправления. Эта столь важная позиция обеспечивается тем, что депутаты из­бираются непосредственно членами местного сообщества на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права. Представительные органы выражают волю всего населения муниципального образования, придают ей общеобязательный характер и осуществляют от его имени власть, выполняя при этом важные контрольные полномочия по отношении к другим органам и должностным лицам местного самоуправления.

Коняхин, В. О месте представительных органов в системе органов местного самоуправления / В. Коняхин // Человек и закон. – 2010. - № 11. – С. 17 – 21.

 

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 27 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров