Навигация
 
Местное самоуправление: актуальные вопросы Политико-правовой аспект становления МСУ Тетердинко А.П. К вопросу о лишении избранного кандидата мандата депутата представительного органа
Тетердинко А.П. К вопросу о лишении избранного кандидата мандата депутата представительного органа

К вопросу о лишении избранного кандидата мандата депутата представительного органа муниципального образования по мотиву замещения им муниципальной должности муниципальной службы: пробел в правовом регулировании

Тетердинко Александр Павлович, член Санкт-Петербургской избирательной комиссии с правом решающего голоса

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

В статье рассматривается пробел в правовом регулировании, позволяющий кандидатам, признанным избранными депутатами представительных органов муниципального образования, при определенных обстоятельствах уклоняться от соблюдения запрета на замещение муниципальной должности муниципальной службы

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие соб­ственными полномочиями по решению вопросов мес­тного значения.

Из указанной нормы видно, что система местного самоуправления в Российской Федерации основана на принципе самостоятельности органов местного са­моуправления при осуществлении ими собственных полномочий. Данный принцип предполагает распределение властных полномочий между различными органами местного самоуправления и недопустимость со­средоточения функций различных органов местного самоуправления в одном органе, а следовательно, и совмещения мандата депутата представительного органа муниципального образования с занятием должности на муниципальной службе в исполнительно-распорядительном органе муниципального образования (местной администрации).

Исходя из этого в п. 9 ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон об основных гарантиях) установлено, что депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать муниципальные должности муниципальной службы. Вводя данное ограничение, связанное со статусом депутата представительного органа муниципального образования, федеральный законодатель тем самым гарантирует условия для самостоятельного осуществления представительным органом муниципального образования возложенных на него полномочий.

Наличие указанного ограничения обусловливает необходимость установления законом специального правового механизма отстранения лиц, не соблюдающих его, от замещения соответствующего мандата.

В соответствии с п. 6 ст. 70 Федерального закона об основных гарантиях соответствующая избирательная комиссия после определения результатов выборов извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом, после чего он обязан в пятидневный срок представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей. Если зарегистрированный кандидат, избранный депутатом по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не выполнит указанное требование, соответствующая избирательная комиссия отменяет свое решение о признании кандидата избранным.

Между тем действующая система правового регулирования несовершенна и не обеспечивает в должной мере запрет для депутатов представительных органов муниципального образования замещать муниципальные должности муниципальной службы.

Как видно из нормы п. 6 ст. 70 Федерального закона об основных гарантиях, кандидат считается выполнившим свою обязанность по совершению действий, на­правленных на освобождение от несовместимой со статусом депутата должности, при представлении в избирательную комиссию не только приказа или иного до­кумента об освобождении его от указанной должности, но и копий документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от такой должности. Приведенный подход федерального законодателя понятен и не должен вызывать каких-либо нареканий: процедура увольнения работника с должности, несовместимой со статусом депутата, может занять длительное время; к тому же издание акта об увольнении работника во многом зависит от усмотрения работодателя, а отмена решения комиссии о признании кандидата избранным не может быть поставлена в зависимость от действий каких-либо третьих лиц.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом. Поскольку последний не содержит каких-либо специальных процедур увольнения муниципального служащего по собственному желанию, данный вопрос подлежит разрешению исходя из требований Трудового кодекса РФ.

Статья 80 Трудового кодекса РФ закрепила, что работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели; при этом если по истечении срока предупреждения об увольнении трудовой договор не был расторгнут и работник не настаивает на увольнении, то действие трудового договора продолжается.

Таким образом, на практике может возникнуть следующая ситуация: избранный кандидат, выполняя возложенную на него п. 6 ст. 70 Федерального закона об основных гарантиях обязанность, в установленный срок подаст работодателю заявление об увольнении с должности муниципальной службы по собственному желанию и представит копию этого заявления в избирательную комиссию, однако работодатель может и не уволить кандидата в установленный Трудовым кодексом РФ срок (по разным причинам, начиная от сговора между кандидатом и его работодателем и заканчивая пропуском срока увольнения). При этом работодатель еще и утратит право впоследствии уволить такого муниципального служащего: если действующий до 1 июля 2007 г. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» предусматривал в качестве основания для увольнения муниципального служащего наличие у неге статуса депутата представительного органа муниципального образования (подп. 2 п. 1 ст. 11, п. 1 ст. 20.1) то пришедший ему на смену Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» такого основания уже не устанавливает (содержащийся в подп. «б» п. 2 ч. первой ст. 14 запрет муниципальному служащему замещать муниципальную должность особой роли не играет, так как депутаты представительного органа муниципального образования, как правило, осуществляют свои полномочия на непостоянной основе, в связи с чем не за­мещают муниципальную должность).

В такой ситуации, несмотря на то что кандидат фактически нарушит установленный для депутатов представительных органов муниципальных образований запрет 20 апреля 2009 г. по гражданскому делу № 2-2640/09 и вынося новое решение с признании незаконным решения избирательной комиссии муниципального образования об отмене решения о признании избранной депутатом Муниципального совета кандидата Л., 24 сентября 2009 г. № 11891 установила тот факт, что кандидат Л. представила в комиссию ко­пию заявления об увольнении с должности заместителя главы местной администрации муниципального образования, и, оценив обстоятельство неосвобождения Л. от замещения данной должности, указала, что «избирательные комиссии не наделены полномочиями по досрочному прекращению депутатских полномочий в случае несоблюдения депутатами ограничений, связанных с занятием иных оплачиваемых должностей или занятием иной оплачиваемой деятельностью». замещать муниципальные должности муниципальной службы, избирательная комиссия уже не сможет отменить свое решение о признании такого кандидата избранным. Так, отменяя решение Московского районно­го суда Санкт-Петербурга от Судебная коллегия по гражданс­ким делам Санкт-Петербургского городского суда в определении от

Следует отметить, что такой «обход» ограничений, установленных п. 9 ст.4 Федерального закона об основных гарантиях, невозможен кандидатами, признанными избранными депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, поскольку в силу п. «в» части первой ст. 4 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N° З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» полномочия депутата прекращаются досрочно в случае поступления его на муниципальную службу или осуществления им предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Аналогичную норму содержат конституции (уставы) и законы субъектов РФ в отношении депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.

Вместе с тем, устанавливая перечень оснований для досрочного прекращения полномочий депутатов представительных органов муниципального образования, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ч. 10 ст. 40 не закрепил такого основания, как замещение депутатом должности, несовместимой со статусом депутата представительного органа муниципального образования.

Представляется, что указанный пробел в правовом регулировании, позволяющий кандидатам, признанным избранными депутатами представительных органов муниципального образования, при определенных обстоятельствах уклоняться от соблюдения запрета на замещение муниципальной должности муниципальной службы, должен быть устранен путем соответствующе­го уточнения перечня оснований для досрочного прекращения полномочий таких депутатов, содержащего­ся в ч. 10 ст. 40 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 

Тетердинко, А.П. К вопросу о лишении избранного кандидата мандата депутата представительного органа муниципального образования по мотиву замещения им муниципальной должности муниципальной службы: пробел в правовом регулировании / А.П. Тетердинко // Конституционное и муниципальное право. – 2011. - № 2. – С. 59 – 61.


 

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 12 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров