Навигация
 
Местное самоуправление: актуальные вопросы Политико-правовой аспект становления МСУ Помещикова С.А. Ведомственные целевые программы на муниципальном уровне
Помещикова С.А. Ведомственные целевые программы на муниципальном уровне

Ведомственные целевые программы на муниципальном уровне

Помещикова Светлана Анатольевна, начальник Правового управления Администрации города Обнинска Калужской области, кандидат юридических наук

pomeshik@city. obninsk. org

Статья посвящена анализу опыта муниципальных образований в определении порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ. На основе анализа положений муниципальных правовых актов исследуются особенности создания собственной нормативной базы при планировании социально-экономического развития муниципального образования. Такой анализ позволяет сформировать рекомендации по дальнейшему совершенствованию Федерального закона о местном самоуправлении.

 

Конституция России выделяет местное самоуправление в самостоятельную основу конституционного строя. На федеральном уровне и в региональных цент­рах вырабатывается общая социальная и экономическая политика, реализация которой преимущественно происходит в муниципальных образованиях и обеспе­чивается органами местного самоуправления.

В существующих публикациях однозначно говорится о том, что наличие норм, обязывающих органы местного самоуправления уделять должное внимание планированию социально-экономического развития муниципального образования, свидетельствует о важности и значимости указанного процесса для самого развития муниципального образования, а также о том, что разработка проектов планов и программ развития муниципального образования должна вестись на основе собственной нормативной базы.

Действительно, в содержание экономической и социальной деятельности органов местного самоуправления входит планирование развития муниципального образования. В соответствии со ст. 17 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон о МСУ) к полномочиям органов местного самоуправления отнесены полномочия по принятию и организации выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние эко­номики и социальной сферы муниципального образования, предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством РФ.

Принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении относятся к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (ст. 35 Закона о МСУ). При этом проекты планов и программ развития муниципального образования предварительно выносятся на публичные слушания населения, порядок организации и проведения которых устанавливаются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (ст. 28 Закона о МСУ).

Одним из направлений реформы бюджетного процесса должно стать совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования, осуществляемого в том числе путем повышения уровня разработки и реализации федеральных (региональных, муниципальных) целевых программ, а также использования ведомственных целевых программ.

Основными достоинствами применения программно-целевого метода, в частности, при реализации ведомственных целевых программ являются:

-комплексность решения проблемы, достижения цели и задач;

-концентрация временных, финансовых и человеческих ресурсов;

-определение приоритетности мероприятий, очередности и сроков их реализации исходя из их социальной и экономической целесообразности, а также с учетом размеров финансирования;

-обеспечение интеграции мероприятий, носящих различный характер (научно-исследовательский, организационно-хозяйственный), при их четкой последовательности в общем процессе достижения конечной цели, предусмотренной программой;

-соотношение имеющихся и планируемых финансовых ресурсов с разрабатываемыми комплексами мероприятий по направлениям программы;

-эффективность использования бюджетных средств;

-создание благоприятных условий, необходимых для дальнейшего развития отрасли.

Ведомственные целевые программы, например, могут быть классифицированы по сферам, в которых предполагается осуществить комплекс мероприятий, предусмотренный программой. Соответственно предлагается различать ведомственные целевые программы в социальной, экономической, культурной и других сферах.

В соответствии со ст. 179.3 Бюджетного кодекса РФ  порядок разработки, утверждения и реализации муниципальных ведомственных целевых программ возложен на местную администрацию.

Однако целый ряд федеральных отраслевых законов устанавливает необходимость программно- целевого регулирования деятельности по реализации своих вопросов с участием местного самоуправления.

К полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится формирование и осуществле­ние муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей (ст. 11 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

Другой пример — для содействия развитию торговли органы местного самоуправления могут разрабатывать соответственно региональные и муниципальные программы развития торговли, учитывающие социаль­но-экономические, экологические, культурные и другие особенности развития субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ст. 18 Феде­рального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торго­вой деятельности в Российской Федерации»).

Кроме того, программа муниципальных заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) предусмотрена

ст. 110.1 Бюджетного кодекса РФ, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности — в ст. 23 Феде­рального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении, а муниципальные программы поддержки социально ориентированных некоммер­ческих организаций — ст. 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В то же время отдельные отраслевые программы муниципального образования являются составной частью региональных и федеральных программ — программ развития муниципальной службы, программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.

При написании порядка разработки, утверждения и реализации муниципальных ведомственных целевых программ особого внимания заслуживают вопросы, касающиеся характеристик ведомственных целевых программ, их видов и внутреннего содержания.

На местном уровне в отсутствие соответствующего законодательного регулирования приходится использовать опыт органов государственной власти. На федеральном уровне структура, общий порядок разработки, утверждения и контроля ведомственных целевых программ утверждены Правительством Рос­сийской Федерации от 19 апреля 2005 г. № 239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ».

Из представленных документов в справочной правовой системе «КонсультантПлюс» (Сводное региональное законодательство) следует, что специалисты в муниципальных образованиях вынуждены уделять внимание таким понятиям, как «ведомство», «муниципальное ведомство» и т.д. В большинстве случаев в нормативных актах сразу же дается определение понятия «ведомственная целевая программа», например, как комплекс мероприятий, направленных на решение конкретной тактической задачи.

Как правило, муниципальные ведомственные целевые программы принимаются на срок от одного года до трех лет, мероприятия в них не могут дублировать мероприятия долгосрочных целевых программ, ведомственные программы не подлежат разделению на подпрограммы.

Система управления реализацией программы включает описание распределения полномочий и ответственности между структурными подразделениями разработчика программы, отвечающими за реализацию программы, характеризуется завидным разнообразием.

Представляют интерес нормы оценки исполнения программы. Так, согласно п. 4.2 Положения о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Артемовского городского округа Приморского края «оценка производится по следующим критериям:

-степень достижения запланированных результатов и намеченных целей программы;

-степень соответствия запланированному уровню расходов;

-экономическая эффективность, под которой понимается соотношение непосредственных и планируемых результатов для достижения в рамках реализации программы с фактическими и плановыми затратами на их достижение;

-общественная эффективность, под которой понимается соотношение общественно значимого эффекта реализации программы (показателя конечного результата или его изменения) с непосредственными результатами;

общественно-экономическая эффективность, под которой понимается соотношение величины достигнутого конечного общественно значимого резуль­тата с величиной затрат на его достижение».

Имеются акты, в которых разрабатывается два вида ведомственных целевых программ (п. 2.2 Положения о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ города Заречного Пензенской области):

«1) ведомственная целевая программа развития (далее — ВЦПр) — разрабатываемый ведомством комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной задачи (задач), стоящей перед ведомством, описываемой измеряемыми целевыми индикаторами;

2) ведомственная целевая программа функционирования (далее — ВЦПф) — выделяемая в аналитических целях группировка расходов бюджета, направленная на обоснование выполнения ведомством полномочий в рамках действующих расходных обязательств и описываемая измеряемыми целевыми индикаторами»

Раздел 7 Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ в г. Калининграде (Калининградская область) предусматривает меры стимулирования ведомств:

«7.1. В случае перевыполнения целевых индикаторов результативности ВЦП (степени достижения показателей результата) на основании данных ежегодного мониторинга реализации ВЦП глава администрации городского округа по решению Совета вправе применить процедуру стимулирования исполнителей указанных программ.

7.2. В качестве мер стимулирования ведомств могут быть использованы:

1) меры экономического стимулирования — корректировка предоставляемых ведомствам бюджетных средств в следующем бюджетном цикле;

2) меры административного стимулирования — установление большего приоритета программам данного ведомства при рассмотрении программ на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу.

7.3. Дополнительные объемы бюджетных средств ведомство вправе направить на финансирование расходов в рамках основных направлений расходования средств, предусмотренных программой, по результатам реализации которой получены положительные результаты, а также других программ ведомства».

Заслуживает внимания определение целевого индикатора, представленного в Порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ города Новосибирска, следующим образом: «Целевые индикаторы представляют собой измеряемые количественные показатели, характеризующие степень достижения цели и решения поставленных задач. Значения индикаторов приводятся, как правило, в динамике за три года, предшествующих году начала реализации ведомственной целевой программы и на период реализации ведом­ственной целевой программы. Значения прогнозируемых целевых индикаторов должны быть обоснованы. Обоснованием могут служить сравнения со средне­российским уровнем, результаты проведенных социологических опросов, оценки ожидаемых потребностей потребителей муниципальных услуг или иные расчеты».

Федеральный закон от 20 июля 1995 г. № 115- ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» определяет цели и содержание системы государственных прогнозов социально- экономического развития Российской Федерации и программ социально-экономического развития Российской Федерации, а также общий порядок разработки указанных прогнозов и программ. Так в ст. 5 этого акта определено, что ежегодное послание Президента Российской Федерации, с которым он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выде­лением задач на предстоящий год. Это важно для формулирования целей при разработке ведомственных целевых программ и понимания их соотношения с долгосрочными или комплексными программами ввиду отсутствия многих определений.

Таким образом, завершая краткий анализ опыта муниципальных образований, хотелось бы отметить следующие моменты в качестве основных выводов: во-первых, требуется раскрытие ряда экономических понятий и терминов на федеральном уровне для единообразия подготовки программ специалистами как государственного, так и муниципального уровня;

во-вторых, предусмотреть в Федеральном законе 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нормы- принципы, посвященные программно-целевым методам бюджетного планирования.

Помещикова, С.А. Ведомственные целевые программы на муниципальном уровне / С.А. Помещикова // Конституционное и муниципальное право. – 2011. - № 3. – С. 72 – 75.

 

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 24 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров