Навигация
 
Местное самоуправление: актуальные вопросы Политико-правовой аспект становления МСУ Сивак Д.С Использование Государственного герба Российской Федерации на печатях органов местного
Сивак Д.С Использование Государственного герба Российской Федерации на печатях органов местного

Использование Государственного герба Российской Федерации на печатях органов местного самоуправления

Сивак Дмитрий Сергеевич, начальник управления муниципального правотворчества Министерства внутренней и информационной политики Ростовской области

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Смагина Елена Сергеевна, доцент кафедры процессуального права Северо-Кавказской академии государственной службы, кандидат юридических наук

esmagina@yondex. ru

Статья посвящена вопросам использования Государственного герба Российской Федерации на печатях органов местного самоуправления. В статье также исследуются вопросы передачи отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления.

Государственная символика — неотъемлемый атрибут власти, визуальное воплощение ее авторитета, гарантирующее законность и легитимность всего, что этой символикой отмечено. Поэтому установление четкого порядка использования государственной символики в деятельности различных органов и организаций имеет принципиальное значение для предотвра­щения необоснованного возложения на государство ответственности за исходящие от этих лиц документы.

Одной из наиболее актуальных проблем использования государственной символики является проблема использования Государственного герба Российской Федерации на печатях органов местного самоуправления. В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального конституционного закона от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» (далее — ФКЗ «О Государственном гербе») Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, на печатях органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных от­дельными государственно-властными полномочиями, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния. Неодно­значная трактовка данной нормы ФКЗ «О Государственном гербе» привела к формированию противоречивой судебной практики. Так, в ряде районных судов Ростовской области были удовлетворены иски прокуратуры о запрете органам местного самоуправления использовать Государственный герб Российской Феде­рации на печатях органов местного самоуправления при осуществлении ими полномочий, не являющихся отдельными государственно-властными. Ростовский же областной суд, отменяя решения районных судов, пришел к прямо противоположному выводу о том, что из приведенной нормы ФКЗ не следует, что использование печатей с Государственным гербом Российской Федерации органами местного самоуправления может иметь место исключительно при осуществлении ими отдельных государственно-властных полномочий, а при осуществлении иных функций они должны использовать печати без Государственного герба Российской Федерации. При направлении дела на новое рассмотрение вышестоящим судом указано, что суду первой инстанции следует установить, наделен ли орган местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, которые в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»(далее — ФЗ «О местном самоуправлении») могут быть переданы ему федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. При наличии отдельных госу­дарственно-властных полномочий у органа местного самоуправления как таковых он может использовать Государственный герб Российской Федерации на своих печатях, причем, как очевидно следует из определе­ния Ростовского областного суда, во всех случаях.

Указанный вывод Ростовского областного суда нужно признать более обоснованным и соответствующим буквальному толкованию ч. 2 ст. 4 ФКЗ «О Государственном гербе». Однако одновременно встает сложнейший вопрос об определении круга государственных полномочий, предаваемых органам местного самоуправления. Поскольку в этой области остается немало нерешенных проблем, повисает в воздухе и вопрос о возможности использования печатей с Государственным гербом Российской Федерации.

В литературе вопросам наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями уделяется пристальное внимание как одним из краеугольных и до конца не решенных вопросов реформы местного самоуправления.

Прежде всего, обращается внимание на неоправданно широкий подход законодателя к определению государственных полномочий, которые могут быть переданы органам местного самоуправления. Исходя из положений ч. 1 ст. 19 ФЗ «О местном самоуправлении» это могут быть фактически любые государственные полномочия как регионального, так и федерального уровней. Единственное ограничение на передачу полномочий органам местного самоуправления уста­новлено ст. 2б3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в отношении полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации и указанным в данном федеральном законе. Это, как верно отмечается в литературе, приводит к возложению на органы местного самоуправления избыточного числа государственных полномочий, которые нередко имеют весьма косвенное отношение к обеспечению условий жизни местного населения и отодвигают решение вопросов местного значения на второй план. Одних только федеральных законов, предусматривающих возможность передачи государственных полномочий органам местного самоуправления, по самым скромным подсчетам, более10. На региональном уровне, в Ростовской области, законов, предусматривающих передачу государственных полномочий органам местного самоуправления, принято около 258, в Красноярском крае — 27; в Новгородской области — 16; в Ставропольском крае — 139. При этом, отсутствуют какие- либо ограничения по количеству полномочий, передаваемых одновременно одному органу местного самоуправления.

Количество государственных полномочий, реализуемых органами местного самоуправления, увеличивается также за счет так называемых «добровольно ис­полняемых государственных полномочий», т.е. полномочий, не переданных органом местного самоуправления, но в отношении которых, федеральными законами предусмотрено право органов местного самоуправления на участие в их осуществлении (ч. 4 ст. 19 ФЗ «О местном самоуправлении»).

Положение еще более усугубляется тем, что не единичный характер имеет практика наделения органов местного самоуправления государственными пол­номочиями вообще вопреки требованиями законодательства: с нарушением условий, порядка и формы наделения.

Применительно к обсуждаемой нами проблеме установление неоправданно широкого круга государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, означает то, что в каждом конкретном случае использования органами местного самоуправления печатей с Государственным гербом Россий­ской Федерации перед судом будет стоять нетривиальная задача установления того, наделен ли орган местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и какими именно. В этой связи предложенная трактовка ч. 2 ст. 4 ФКЗ «О Государственном гербе», согласно которой орган местного самоуправ­ления вправе во всех случаях использовать печать с изображением Государственного герба Российской Федерации при наличии у него отдельных государственно-властных полномочий, существенно бы упростила и оптимизировала правоприменительную практику.

Однако в настоящее время не реализуется возможность дополнения названных положений ФКЗ «О Государственном гербе» и установления на законодательном уровне единого порядка использования органами местного самоуправления печатей с Государственным гербом, а на подзаконном уровне принимаются акты, регулирующие отдельные случаи такого использования. Так, Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1873 «Об использовании Государственного герба Российской Федерации на печатях органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов» установлено, что

Государственный герб Российской Федерации помещается на печатях органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов, используемых со­ответственно главой местной администрации поселения и специально уполномоченным должностным лицом местного самоуправления поселения или главой местной администрации муниципального района и специально уполномоченным должностным лицом местного самоуправления муниципального района при совершении нотариальных действий, предусмотренных законо­дательством Российской Федерации, в случае если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса.

Также следует заметить, что название Указа неоднозначно и может привести к неверному (с точки зрения соответствия ФКЗ «О Государственном гербе») выводу о том, что им установлен единственный случай использования органами местного самоуправления поселений и муниципальных районов печатей с Государственным гер­бом. Данным актом разрешается, безусловно, один из самых насущных вопросов использования печатей с изображением Государственного герба органами местного самоуправления, но далеко не единственный. Системное же решение обозначенных проблем лежит в плоскости изменений и дополнений федеральных законов в предложенном направлении.

Сивак, Д.С  Использование Государственного герба Российской Федерации на печатях органов местного самоуправления / Д.С. Сивак, Е.С.Смагина // Конституционное и муниципальное право. – 2011. - № 7. – С. 50 – 52.

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 27 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров