Навигация
 
Местное самоуправление: актуальные вопросы Политико-правовой аспект становления МСУ Волкова Е.А. Образование единой местной администрации муниципального района и поселения
Волкова Е.А. Образование единой местной администрации муниципального района и поселения

Образование единой местной администрации муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района: проблемы реализации

Волкова Елена Александровна,

соискатель кафедры конституционного и муниципального права РФ Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Выявлены проблемы при реализации на практике механизма формирования единой администрации муниципального района и поселения, являющегося его административным центром. Делается вывод о необходимости системного подхода к решению проблемы и совершенствования действующего законодательства.

29 ноября 2010 г. в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131) были внесены изменения, которые вступили в силу с 1 января 2011 г. и предусмотрели возможность исполнения местной администрацией муниципального района полномочий местной администрации поселения, являющегося административным центром муниципального района. В этом случае в поселении, являю­щемся административным центром муниципального района, местная администрация упраздняется.

Инициатором и разработчиком указанных изменений является Законодательное Собрание Ленинград­ской области. В своих пояснениях о целесообразности разработки федерального закона Законодательное Собрание Ленинградской области ссылается на норму статьи 15 Федерального закона № 131, которая пре­доставляет право органам местного самоуправления поселений заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципальных районов, в состав которого они входят, об осуществлении ими части своих полномочий. Однако решение всех вопросов местного значения поселения не может быть передано по соглашению. По мнению разработчиков законопроекта, существование двух администраций, даже с разными полномочиями, на территории одного населенного пункта не всегда обоснованно.

В свою очередь, образование единой администрации муниципального района и поселения, являющегося его административным центром, направлено на повы­шение эффективности работы органов местного самоуправления посредством избежания дублирования работы местных администраций в сферах организации транспортного обслуживания, культуры, здравоохранения и образования; сокращение аппарата муниципальных служащих за счет сокращения комитетов администраций, дублирующих функции; избежание конфликтных ситуаций между администрациями поселения и района.

Вместе с тем необходимо обратить внимание на отсутствие четкого механизма такого объединения.

Комитетом по вопросам местного самоуправления Государственной Думы даны разъяснения по вопросу реализации данной нормы, в которых отмечается, что при осуществлении механизма объединения необходимо определить круг субъектов, уполномоченных на инициирование перехода к исполнению администрацией муниципального района полномочий администрации поселения посредством внесения соответствующих изменений в уставы муниципального района и поселения.

После вступления в силу изменений в уставы муниципального района и поселения субъект, уполномоченный на инициирование процедуры перехода к формированию единой администрации муниципального района и поселения, выходит с соответствующей инициативой. В случае если инициатива будет поддержана необходимым количеством голосов, необходимо заключить соглашение о порядке и сроках внедрения новой схемы осуществления полномочий администрации поселения.

После утверждения представительными органами муниципальных образований указанного соглашения принимаются соответствующие решения о внесении изменений в уставы муниципальных образований. И только после вступления их в силу местная администрация поселения ликвидируется, а ее полномочия переходят к исполнению местной администрацией муниципального района.

В Ленинградской области выступают за более простой механизм перехода на формирование единой местной администрации муниципального района и поселения, являющегося его административным центром. Так, главы муниципальных образований Ленинградской области обращаются в представительные органы поселений, являющихся административными центрами муниципальных районов, с предложением о целесообразности возложения исполнения полномочий администрации поселения на администрацию муниципального района, а также о формировании рабочих групп по подготовке проектов решений о внесении изменений в уставы муниципальных образований. Далее представительные органы поселений, а вслед за ними и представительные органы муниципальных районов принимают решения о признании возложения исполнения полномочий администрации поселения на администрацию муниципального района целесообразным и об образовании рабочих групп по подготовке проектов решений советов депутатов о внесении изменений в уставы. Подобные решения уже были приняты в Волосовском, Всеволожском и некоторых других муниципальных образованиях Ле­нинградской области.

Следует учитывать, что в Ленинградской области во всех 222 муниципальных образованиях руководитель местной администрации назначается по контракту, что значительно упрощает переход к новой системе формирования единой администрации муниципального района и поселения.

В случае образования единой администрации при контрактной модели замещения должности руководителя администрации глава муниципального образования, который одновременно возглавляет представительный орган, сохраняет свои позиции.

Вместе с тем в большинстве субъектов Российской Федерации используются разные модели формирования органов местного самоуправления.

Так, в Московской области глава муниципального образования, как правило, одновременно является главой местной администрации. В этом случае переход на новую схему осуществления полномочий администрации поселения возможен только по истечении срока его полномочий, поскольку часть 6 статьи 36 Федерального закона № 131 не предусматривает досрочное основание прекращение полномочий главы муниципального образования в подобной ситуации. Тогда значительно затягивается процесс перехода к осуществлению местной администрацией муниципального района полномочий местной администрации поселения, являющегося его административным центром, поскольку после истечения срока полномочий главы муниципального образования, который одновременно является главой местной администрации, возникает необходимость проведения конкурса для назначения руководителя администрации по контракту.

В случае если главой местной администрации поселения является лицо, назначенное по контракту, то переход к новой модели осуществления полномочий местной администрации поселения возможен только с учетом срока истечения контракта. Об этом свидетельствует часть 10 статьи 37 Федерального закона N° 131, которая среди оснований досрочного расторжения контракт не содержит положения о ликвидации администрации поселения в связи с осуществлением ее полномочий администрацией муниципального района.

При этом федеральный законодатель установил особый порядок формирования конкурсной комиссии в муниципальном районе. Так, одна треть членов конкурсной комиссии назначается представительным органом муниципального района, одна треть — представительным органом поселения, являющегося административным центром муниципального района, а одна треть законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Необходимо учитывать, что решения об изменении полномочий глав муниципальных образований вступают в силу после их официального опубликования, однако будут применяться только к следующему составу.

Кроме того, остается открытым вопрос относительно сроков полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований.

Так, например, федеральный законодатель не уточняет, как решается вопрос в случае неодновременного истечения сроков полномочий глав и председателей советов муниципальных образований.

Также на законодательном уровне не урегулирован вопрос передачи бюджета поселения на баланс муниципального района. Об этом идет речь в разъяснениях Министерства финансов РФ, в которых оно ссылается на статью 31 Бюджетного кодекса РФ, определяющую принцип самостоятельности бюджетов и устанавливающую право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.

При этом статья 9 Бюджетного кодекса устанавливает, что отдельные бюджетные полномочия финансового органа поселения могут осуществляться

финансовым органом муниципального района на основе соглашений между местными администрациями муниципального района и поселения. В этой связи расходные обязательства муниципального района, связанные с осуществлением части полномочий органов местного самоуправления поселений, будут осущест­вляться в соответствии с заключенными между ними соглашениями, а их исполнение будет происходить за счет межбюджетных трансфертов из бюджетов поселений.

В заключение можно констатировать, что федеральный законодатель, предоставив возможность муниципальным образованиям создавать единую местную администрацию, не учел всех аспектов, связанных с переходом на новую модель осуществления полномочий администрации поселения. Данный вопрос требует системного подхода в своем решении, что вызывает необходимость доработки действующего законодательства и внесения соответствующих из­менений в нормативно-правовые акты Российской Федерации.

Волкова, Е.А. Образование единой местной администрации муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района: проблемы реализации / Е.А. Волкова // Конституционное и муниципальное право. – 2011. - № 8. – С. 48 – 50.

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 26 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров