Навигация
 
Местное самоуправление: актуальные вопросы Политико-правовой аспект становления МСУ Помещикова С.А. Публичность и экологический контроль при осуществлении градостроительства
Помещикова С.А. Публичность и экологический контроль при осуществлении градостроительства

Публичность и экологический контроль при осуществлении градостроительства

Помещикова Светлана Анатольевна, начальник Правового управления Администрации города Обнинска Калужской области, кандидат юридических наук, муниципальный советник 3-го класса

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Статья посвящена анализу возможности участия населения в принятии решений о размещении объектов капитального строительства на территории муниципального образования.

Градостроительство переживает сегодня момент значительного подъема, который вызван растущим спросом на жилье, развитием деловой активности в населенных пунктах, позволяющим привлекать массированные внебюджетные инвестиции в строительство. При этом важнейшей социальной проблемой в условиях нарастающих темпов и масштабов строительства остаются взаимоотношения жителей и застройщиков.

В данной статье рассматриваются возможности участия населения в принятии решений о размещении объектов капитального строительства, а точнее, об их возможном строительстве.

Согласно ст. 16 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»1 (далее — Закон о МСУ) к вопросам местного значения, например, в городском округе относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории город­ского округа, утверждение местных нормативов градо­строительного проектирования городского округа.

Из ст. 28 Закона о МСУ следует, что на публичные слушания должны выноситься проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки. В этом перечне нет выдачи разрешения на строительство.

Однако в соответствии со ст. 51 Градостроительно­го кодекса РФ (далее — ГрК РФ) при подаче заявления на строительство к нему прилагается разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соот­ветствии со ст. 40 ГрК РФ), которое предполагает обязательное проведение публичных слушаний. Но также и положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к про­ектной документации объектов, предусмотренных ст. 49 ГрК РФ), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 49 ГрК РФ.

Поэтому можно сделать вывод о том, что публичность при строительстве посредством участия общественности в публичных слушаниях в силу ГрК РФ заканчивается на стадии выдачи разрешений на отклонение от предельных параметров объекта строительства.

Особо следует отметить, что в настоящее время на местном уровне населением уделяется серьезное внимание планируемому строительству, строительству на различных стадиях создания объектов. Правомерно ли участие населения в обсуждении решений на этих стадиях, а также до выдачи разрешения на строительство? Законодателем предлагается три основных способа участия населения в обсуждении решений — экспертиза, общественные слушания и обсуждения, информирование населения б соответствии с действующим законодательством.

Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и

инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства (ст. 48 ГрК РФ).

В состав этой проектной документации объектов капитального строительства включаются, в частности, такие разделы, как пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями, а также перечень мероприятий по охране окружающей среды.

Как показывает практика, действительно, представители общественности первый свой вопрос по планируемому строительству связывают с охраной окружающей среды, с экологической экспертизой. Каким образом население может участвовать в обсуждении этого аспекта строительства? Законодателем предусмотрено два вида экологических экспертиз в зависимости от субъектов, ко­торые могут быть инициаторами их проведения.

Статья 49 ГрК РФ содержит положения о государственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий и государственной экологической экспертизе проектной документации объектов (первый вид), строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий.

В ст. 4 Федерального закона № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее — Закон об экологической экспертизе) указано, что в Российской Федерации осуществляется наряду с государственной экологической экспертизой и общественная экологическая экспертиза (второй вид).

Общественная экологическая экспертиза (ст. 20 Закона об экологической экспертизе) организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, указанных в ст. 11 и 12 Закона об экологической экспертизе, за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну (ст. 21 Закона об экологической экспертизе).

Из содержания ст. 49 ГрК РФ следует, что не допускается проведение иных государственных экспертиз проектной документации, за исключением государ­ственной экспертизы проектной документации, предусмотренной настоящей статьей, а также государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, а также проектной документа­ции объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V класса опасности. То есть не всякий объект может попасть по действие норм ст. 49 ГрК РФ и ст. 20 Закона об экологической экспертизе.

Вместе с тем согласно п. 25 Постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержании» раздел 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» должен содержать в текстовой части результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду (далее - ОВОС).

В случае если необходимо проведение государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, то участие населения в ОВОС регламентируется Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (далее — Положение).

В соответствии со ст. 33 Закона о МСУ наряду с предусмотренными этим федеральным законом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.

Если в ст. 12 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон об охране окружающей среды) говорится о том, что общественность может организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, то в ст. 9 Закона об экологической экспертизе к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы на соответствующей территории отнесена организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе.

Из Положения следует, что общественные обсуждения — комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия в соответствии с Положением и иными нормативными документами, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия (п. 1.1).

Обеспечение участия общественности, в том числе информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее привлечение к процессу проведения оценки воздействия на окружающую среду, осуществляется заказчиком на всех этапах этого процесса начиная с подготовки технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.

Обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, организуется заказчиком совместно с органами местного самоуправления в соответствии с российским законодательством.

Правовую основу проведения оценки воздействия на окружающую среду составляют законодательство Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, международные договоры и соглашения, стороной которых является Российская Федерация, а также решения, принятые гражданами на референдумах и в результате осуществления иных форм непосредственной демократии.

Обеспечение участия общественности, в том числе информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее привлечение к процессу проведения оценки воздействия на окружающую среду, осуществляется заказчиком на всех этапах этого процесса начиная с подготовки технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.

В окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду должна включаться информация об учете поступивших замечаний и пред­ложений, а также протоколы общественных слушаний (если таковые проводились).

Кроме того, раскрывая содержание информации, публикуемой заказчиком, в п. 4.3 Положения дается определение опросу, слушаниям, референдуму и т.п. как формам общественного обсуждения, хотя, напри­мер, референдум обсуждение не предполагает.

При принятии решения о форме проведения общественных обсуждений, в том числе общественных слушаний, необходимо руководствоваться степенью экологической опасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности, учитывать фактор неопределен­ности, степень заинтересованности общественности (п. 4.7 Положения).

Порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинте­ресованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально (п. 4.9 Положения).

Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятель­ности.

По данным правовой системы «КонсультантПлюс» («Сводное региональное законодательство») в муниципальных образованиях принимаются нормативные акты во исполнение Положения, в одних речь идет о общественных обсуждениях (Хабаровский край, Приморский край. Курганская область, Республика Мордовия, Саратовская область), в других — об общественных слушаниях (Калининградская область, Республика Коми, Новгородская область, Ханты- Мансийский автономный округ). Таким образом, необходимо отметить, что федеральное законодательство нуждается в дополнениях и изменениях с целью исключения несогласованности нормативной правовой базы. Неурегулированным остается вопрос о проведении общественных обсуждений или слушаний при оценке воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду, правовые основы которых должны быть изложены в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Возможно, следует ввести новое понятие — экологически значимый объект капитального строительства; подготовку нормативных актов органов местного самоуправления, которые бы предполагали организацию дополнительного (обязательного) обсуждения возможности строительства таких объектов с общественностью. Это позволит реализовать предложения Президента РФ Дмитрия Медведева: «Что касается неправительственных экологических организаций, то с теми, кто реально заботится о сохранении природной среды, надо еще до строительства производственных и инфраструктурных объектов вести обстоятельный диалог и находить взаимоприемлемые решения».

Помещикова, С.А. Публичность и экологический контроль при осуществлении градостроительства / С.А. Помещикова // Конституционное и муниципальное право. – 2011. - № 8. – С. 59 - 62.

 

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 29 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров