Навигация
 
Псковский край в прессе - 2009 год Спорт Щербинская Е. Сто лет назад
Щербинская Е. Сто лет назад

..7 июля 1909 года на заседании Рос­сийского автомобильного общества (с участием членов петербургского и рижского автоклубов) были оконча­тельно приняты условия предстоящих дорожных испытаний автомобилей Петербург-Рига-Петербург. Так назы­ваемый «рижский автопробег» был ор­ганизован по инициативе журнала «Ав­томобиль» и прошел с 14 по 18 августа, став главным событием спортивного се­зона 1909 года.

В «соревновании, заслуживающем до­верия», как назывались подобные испы­тания или конкурсы за рубежом, нужно было пройти более 1000 верст «не чинясь и не останавливаясь». Главное внимание здесь обращали на выносливость авто­мобилей и равномерный ход. На каждый экипаж был назначен контролер, отмечавший все остановки и поломки. Каж­дая минута остановки из-за неисправ­ностей наказывалась одним штрафным очком. Как и в современном ралли, по­беждал тот, у кого было меньше штраф­ных очков.

По отечественному бездорожью рискнули проехаться многие мастера Ев­ропы и Америки на своих — «адлерах», «бенцах», «фордах. Известнейшие фир­мы командировали лучших гонщиков и механиков с несбыточной надеждой — завоевать необъятный рынок россий­ской империи. Стоило автомобильному каравану покинуть пределы столицы, все участники гонки тут же ощутили всю уникальность дорог России.

Американцам и европейцам трудно было понять, как можно передвигать­ся, не имея на пути ни бензоколонок, ни мастерских, да и вообще связи с внеш­ним миром.

А больше всего проблем возникало из-за подковных гвоздей, которых нема­ло оставляли конные упряжки. Да и вы­сокие железнодорожные рельсы преодо­левать было непросто. Один из гостевых экипажей на перегоне Псков-Рига менял проколотые подковными гвоздями шины одиннадцать раз! Обратный путь осили­ли 15 команд из 23.

Рассмотрев отчеты судей-контролер­ов, обсудив жалобы и обменявшись мне­ниями, главная судейская коллегия опре­делила победителей. 8 участников не имели штрафных очков и получили при­зы. Среди них — председатель Петер­бургского автомобильного клуба В. Все­воложский на «Пипе», французский гон­щик Донье на «Мерседесе» и немец Эрле на «Бенце». В этих испытаниях впервые участвовал только что изготовленный эпытный образец «Руссо-Балта» (30л. с), на котором заводской гонщик Ж. Поттера занял третье место по времени про­хождения дистанции. Как отмечала пресса, все кончилось с большой пользой для всех и благополучно, исключая случай с одним из судей-контролеров, которому восторженная публика чуть не выбила глаз, забрасывая автомобили во время движения цветами.

...Если вспомнить о рождении и раз­витии скорости на нашей земле, то ее ис­токи глубокими корнями уходят в исто­рию нашего государства и связаны, пре­жде всего, с доставкой конными гонца­ми срочных донесений и грамот. Ско­рость важна была и безымянным рус­ским мужикам, которых не пугали ника­кие преграды, чтобы доставить вовремя важные сообщения о походе неприятеля или радостные вести о победе, и позже — ямщикам.

Скорость передвижения росла, толь­ко вот дороги оставляли, желать лучше­го. При Петре I многие из них привели в порядок, и скорость на них возросла до 12 верств час. Славную страницу в исто­рию отечественного транспорта внесла знаменитая русская тройка. На протяже­нии веков она в России почиталась как са­мое быстроходное и надежное средство передвижения. Такая коляска с «мото­ром» в три живые лошадиные силы мча­лась со скоростью 20-25 км/ч. Но с появ­лением механических безлошадных эки­пажей стало понятно, что дни тройки со­чтены — идет на смену автомобиль.

С каждым годом на улицах россий­ских городов появлялось все больше «са­мобеглых экипажей», или «моторов», как называли тогда все автомобили и мотоци­клы. Все они были иностранного произ­водства и служили больше для развлече­ния богатых горожан. 

Чтобы доказать практическую значи­мость авто, было решено устраивать пу­бличные показы, где люди могли видеть, как быстро можно передвигаться с по­мощью автомобилей. С начала XX века в России стали весьма популярны ре­кордные заезды на одну версту, в кото­рых родились многочисленные всерос­сийские рекорды.

Первое время отечественная про­мышленность не смогла дать для этого собственных автомобилей, и русским спортсменам приходилось выступать на машинах иностранных марок.

 

Щербинская Е. Сто лет назад : [дорожные испытания автомобилей Петербург-Рига-Петербург - так назы­ваемый «рижский автопробег» был ор­ганизован по инициативе журнала «Ав­томобиль» и прошел с 14 по 18 августа, став главным событием спортивного се­зона 1909 года] / Екатерина Щербинская // Исторические новости. – 2009. - № 7 (июль).

 

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 34 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров