Навигация
 
Местное самоуправление: актуальные вопросы Политико-правовой аспект становления МСУ Кирьянов А.Ю. Противодействие коррупции в муниципальной службе
Кирьянов А.Ю. Противодействие коррупции в муниципальной службе
Противодействие коррупции в муниципальной службе: принципы и механизмы реализации
А.Ю. КИРЬЯНОВ, кандидат юридических наук, член- корреспондент РАЕН
Статья посвящена исследованию деятельности органов местного самоуправления по противодействию коррупции на муниципальной службе. На основе анализа действующего законодательства и муниципальных правовых актов, автор выявляет основные принципы регулирования данного вопроса и предлагает пути его решения.
Статья 3 Федерального закона от 25 декабря : № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» усиливает, что противодействие коррупции в Росси Федерации основывается на следующих основных  принципах:
1)признание, обеспечение и защита основных свобод человека и гражданина;
2)законность;
3)публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
4)неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
5)комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских,  социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
6)приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
7)сотрудничество государства с институтами данного общества, международными организациями и физическими лицами.
Рассмотрим, каким образом раскрываются и реализуются данные принципы применительно к противодействию коррупции на муниципальной службе.
Признание, обеспечение и защита основных npaв и свобод человека и гражданина
Данный принцип вытекает из ст. 2 Конституции РФ, которая устанавливает, что человек, его права и cвободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
Исходя из того, что местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, реализация данного принципа на местном уровне является важной и необходимой.
По мнению Э.В. Талапиной, данный принцип приобретает особый смысл, поскольку коррупция как нега¬тивное социальное явление приводит к нарушению прав граждан, к несоблюдению условий нормальной конкуренции между субъектами экономической деятельности, к дискредитации института публичной гражданской службы в государстве.
Принцип законности является общеотраслевым прин¬ципом, наиболее значимым для развития российской правовой системы, системы законодательства.
Э.В. Талапина выделяет следующие направления реализации данного принципа:
1)точное исполнение Закона государственными и муниципальными служащими, исключающее коррупционные проявления;
2)точное исполнение Закона гражданами и организациями, которые не должны инициировать коррупционные отношения;
3)точное соблюдение и исполнение Закона правоохранительными и другими органами в процессе проти¬водействия коррупции.
На местном уровне для реализации принципа законности в деятельности муниципальных служащих создаются специальные органы и структурные подразделения, занимающиеся вопросами законности. Так, в представи¬тельных органах местного самоуправления могут создаваться комиссии (комитеты) по законности. Например, основными задачами комиссии Совета депутатов Волоколамского муниципального района Московской области по законности и местному самоуправлению:
1.Подготовка замечаний, предложений к проектам нормативных правовых актов, внесенных на рассмотрение Совета комиссиями и депутатами Совета, главой Волоколамского муниципального района по вопросам ведения Комиссии.
2.Контроль за реализацией решений и нормативных правовых актов, принятых Советом, относящихся к сфере деятельности Комиссии.
Публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления как принцип противодействия коррупции играет важную роль. В последнее время с развитием информационного общества, реализацией программы электронного правительства, активным использованием Интернета, появилось больше возможностей для ознакомления с деятельностью органом государственной власти и местного самоуправления.
Следует отметить, что, несмотря на широкое распространение термина «публичность» в законодательстве, единого понятия законодательство не содержит. Конституция РФ не упоминает о принципе публичности, а в законодательстве данный термин используется в специальных смыслах — публичность бухгалтерской отчетности, публичности (гласности) судопроизводства и т.д. Отсутствие единого обозначения понятия публичности в
некоторых случаях негативно сказывается на его реализации на практике.
Принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления уже нашел свое применение в суде. Так, предметом судебного разбирательства по вопросу о соответствии муниципального правового акта данному принципу стало дело о признании недействующим решения Омутнинской городской Думы от 16.12.2008 № 84 «Об утверждении пе¬речня имущества, находящегося в собственности муниципального образования Омутнинское городское поселение Омутнинского района Кировской области, предназначенного для предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства». Однако суд признал соответствие оспариваемого муниципального правового акта нормам федерального закона и в иске отказал.
Публичность и открытость в первую очередь предполагает возможность ознакомления граждан и организаций с информацией о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Правовое регулирование данного вопроса осуществляется отдельным федеральным законом.
Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» установлены основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления:
1)открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
2)достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;
3)свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом;
4)    соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
При этом доступ к информации о деятельности го¬сударственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами:
1)обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;
2)размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет;
3)размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей де¬ятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;
4)ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;
5)присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и кол-легиальных органов органов местного самоуправления;
6)предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
7)другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления — также муниципальными правовыми актами.
На муниципальном уровне принимаются соответствующие акты, регулирующие порядок обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. Муниципальные правовые акты могут быть как общего характера и распространяться на все органы местного самоуправления, так и принимаются по отдельным органам местного самоуправления — представительному органу, главы муниципального образования и т.д.
По мнению Э.В. Талапиной, принцип публичности и открытости (транспарентности) несет и превентивную антикоррупционную нагрузку — во-первых, открытость деятельности власти сокращает коррупционные возмож-ности, во-вторых, высвечивает любые отклонения и нарушения, помогая работе правоохранительных органов, в-третьих, позволяет гражданам и организациям включиться в процесс противодействия коррупции.
Применительно к реализации данного принципа при противодействии коррупции на муниципальной службе, необходимо отметить, что данный вопрос следует рассматривать исходя из самого понятия муниципальной службы и ее соотношения с публичной службой.
Принцип комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер.
Комплексность использования мер противодействия коррупции ориентирована как на профилактическую работу, так и на непосредственную борьбу с коррупционными проявлениями и ликвидацию их последствий. Следует отметить, что только комплексные меры в их совокупности позволят решить проблемы по преодолению коррупции.
Политические меры должны исходить от всего государства, в связи с этим антикоррупционная политика осуществляется на всех уровнях власти и имеет нормативное закрепление на федеральном уровне.
Организационные меры предполагают создание как специальных органов местного самоуправления, осуществляющих противодействие коррупции (различные комиссии, комитеты и т.д.), так и создание соответствующих структурных подразделений в уже существующих органах местного самоуправления, а также наделения отдельными полномочиями по преодолению коррупции уже существующих подразделений. При этом обязательно должно иметь место четкое распределение полномочий и функций, с исключением дублирования.
Информационно-пропагандистские меры предполагают широкий спектр мероприятий по противодействию коррупции, осуществляемый органами местного самоуправления, которые могут проводиться в различных формах: проведение круглых столов и конференций, методических семинаров, просветительская деятельность через средства массовой информации, проведение разъясни¬тельной работы в сети Интернет, работа с обращениями граждан по вопросам коррупционных проявлений.
Социально-экономические меры предполагают в первую очередь финансовое обеспечение муниципальных программ по противодействию коррупции, установ-ление ряда социальных гарантий для муниципальных служащих и т.д.
Правовые меры предусматривают в обязательном порядке создание соответствующей правовой базы по противодействию коррупции. Закрепление ряда обязательных норм в федеральном законодательстве окажется не эффективным, если механизм работы по предупреждению и ликвидации коррупции не будет установлен на региональном и муниципальном уровнях. При этом обязательно должна быть установлена также и ответственность за нарушение указанных норм. В числе основных правовых мер следует также называть и проведение антикоррупционной экспертизы законодательства, а также проектов муниципальных правовых актов, с помощью которой можно устранить коррупциогенные факторы в нормативно-правовых актах.
Закон о противодействии коррупции предусматривает и иные меры, однако не раскрывая их.
Приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
По мнению В.В. Астанина, принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции выражается в заблаговременном принятии профилактических мер, направленных на предупреждение коррупции, и прежде всего на устранение причин и условий, способствующих ее проявлениям. Как уже отмечалось, важное значение, например, имеет проведение антикоррупционной экспертизы проектов муниципальных правовых актов. Уже на стадии обсуждения и принятия таких актов можно выявить некоторые коррупциогенные факторы и соответственно устранить их, что позволит применять законодательство более эффективно.
Данный принцип, на наш взгляд, должен реализовываться в том случае, что если законодательство о противодействии коррупции вступает в противоречие с нормами иных законов и нормативно-правовых актов, должны применяться нормы законодательства о противодействии коррупции. Представляется необходимым данное положение закрепить в Федеральном законе о противодействии коррупции.
Сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами
Обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции является одним из основных направлений реализации Национальной стратегии противодействия коррупции.
Участие граждан, общественных организаций, иных институтов гражданского общества в противодействии коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления является необходимым условием реализации антикоррупционной политики российского государства. Именно реакция общества, нетерпимость по отношению коррупции, будет способствовать снижению коррупционных проявлений государственными и муниципальными служащими, иными должностными лицами.
Одной из самых активных общественных организаций в области противодействия коррупции является Межрегиональная общественная организация содействия защите гражданских прав «Справедливость».
Например, 2 июля 2008 г. в Москве прошла конференция «Роль общественных организаций в противодействии коррупции», организованная межрегиональной общественной организацией содействия защите гражданских прав «Справедливость», по результатам которой было принято обращение в Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. В обращении предложены следующие меры по совершенствованию работы общественных организаций в противодействии коррупции:
1.Создать в регионах сеть общественных приемных для оказания бесплатной юридической помощи гражданам и сбора информации о коррупционных явлениях и смешанных в них лицах.
2.Создать общедоступную базу данных коррупционных проявлений, выявленных и проверенных участниками общественных организаций.
3.Проводить региональные мониторинга эффективности работы руководителей государственных и муниципальных органов власти, на основании которых вести их рейтинги.
4.Участвовать общественным организациям в назначении государственных и муниципальных служащих регионального и местного уровня на руководящие должности.
5.Создать в судебных округах общественные комиссии для анализа деятельности судебных органов и участия в работе квалификационных коллегий судей.
6.Создать общедоступную базу данных протоколов судебных заседаний, предложить законодательно закрепить обязательную аудиозапись судебных заседаний.
7.Предложить внести в законодательство норму о свободном доступе СМИ и общественности к протоколам судебных заседаний.
8.    Предложить внести в законодательство норму о привлечении членов общественных организаций в судебных заседаниях в качестве судебных заседа-телей.
9. Предоставлять информационно-аналитические материалы Совету при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, а также ор-ганам исполнительной, законодательной и судебной власти.
Необходимо отметить, что принцип сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лица¬ми получает свое развитие и в специальных федеральных законах, принятых в области противодействия коррупции. Так, например Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» одним из принципов организации ан¬тикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) называет сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
Необходимо отметить, что законодательство субъектов РФ и муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы противодействия коррупции, как правило основываются на тех принципах, которые закреплены в федеральном законодательстве. Например, Закон Санкт- Петербурга от 14 ноября 2008 г. № 674-122 «О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт- Петербурге» прямо устанавливает, что противодействие коррупции в Санкт-Петербурге основывается на принципах, установленных федеральным законодательством. Те же самые формулировки встречаются и в иных субъектах РФ
В целом, следует сделать вывод, что реализация принципов противодействия коррупции, закрепленных федеральным законом, на муниципальном уровне, в первую очередь зависит от тех мер, которые будут приняты в субъектах РФ и муниципальных образованиях для борьбы с коррупцией.
Кирьянов, А.Ю. Противодействие коррупции в муниципальной службе: принципы и механизмы реализации / А.Ю. Кирьянов // Российская юстиция. – 2011. - № 11. – С. 46 – 50.
 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 27 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров