Навигация
 
Местное самоуправление: актуальные вопросы Политико-правовой аспект становления МСУ Якубович А.М. Правовое регулирование инновационной деятельности на муниципальном уровне
Якубович А.М. Правовое регулирование инновационной деятельности на муниципальном уровне
Правовое регулирование инновационной деятельности на муниципальном уровне Якубович Арсений Маркович, преподаватель Курского филиала Российского государственного торгово-экономического университета, соискатель Курского государственного университета
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
В настоящей статье автором рассматривается проблема правового регулирования инновационной деятельности в муниципальном управлении.
Разноаспектность проблематики инноваций на муниципальном уровне — тема актуальная. Как отмечает, например, А.Н. Костюков, пристальное внимание к инновациям в муниципальном управлении в немалой степени обусловлено неудовлетворительным состоянием местного самоуправления, характеризующегося большим количеством проблем, вызванных неразвитостью его экономической основы, зачастую неоправданным вмешательством органов государственной власти в работу органов местного самоуправления, а иногда и несовершенством законодательства, его многочисленными изменениями.
Разработчики внесенного законопроекта об инновационной деятельности в Российской Федерации на рассмотрение Государственной Думы подчеркивают также то обстоятельство, что государство на уровне политических документов провозгласило инновационный путь развития России, однако в настоящее время отсутствует необходимая для реализации этих планов правовая база. Государство, будучи заинтересовано в развитии инновационной деятельности, не имеет возможности прямого регулирования этих отношений, обязывая предпринимателей внедрять достижения науки и техники в производство товарной продукции и модернизацию средств производства, поскольку такое вмешательство противоречило бы принципам свободы предпринимательства. Государство может достичь желаемого эффекта, воздействуя на этот процесс косвенно — путем экономического стимулирования и государственной поддержки субъектов инновационной деятельности, с одной стороны, а с другой стороны, и создавая невыгодные экономические последствия для тех производителей, которые ориентируются на устаревшие способы производства, использование затратных и малоэффективных технологий, производство неконкурентоспособной продукции.
Такое воздействие должно опираться на правовые нормы позитивной и негативной направленности. Однако правовые основы для воздействия на инновационный процесс практически отсутствуют.
При этом, однако, очевидно, что именно инновационный тип управления является одной из характерных черт современного управления, позволяющей в процессе планирования, организации, мотивации и контроля максимально быстро, при минимальном количестве затрат, достигать максимального экономического, управленческого и социального эффекта, обеспечивая постоянное поступательное развитие муниципального образования и повышение уровня и качества жизни населения. И конечно, такое инновационное развитие должно осуществляться в опредегенном правовом пространстве.
В целом правовую основу муниципального управления, как и всего местного самоуправления, составляют: Конституция РФ и федеральные законы; конститу-ции, уставы и законы субъектов РФ; уставы муниципальных образований. К основным федеральным законам, составляющим правовую основу муниципального управления, относятся:  Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Фе-дерации», Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «О муниципальной службе в Российской Федерации». Действо-вавший ранее Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» утратил силу. Взамен, к сожалению, новый закон не принят.
Профессор С.А. Авакьян подчеркивает, что тема инновационной политики сначала была больше близка специалистам в естественных областях техники и науки, как в тех сферах, где как раз проявляются инновации в виде изобретений, открытий, в общем технических и научных достижений. Незамедлительно возникли проблемы, связанные с тем, что нельзя заниматься творчеством на положении самоучек XVIII в., серьез¬ные исследования требуют внушительного финансирования, и без помощи государства здесь не обойтись. Да и внедрение открытий часто настолько, масштабно, что опять же без содействия государства они, увы, «ложатся на полку». В свою очередь, и государство должно было думать над тем, кого и по какому поводу поддерживать, как связаны научные достижения с экономической мощью, его обороной, безопасностью и т.п. Поэтому от разовых мероприятий следовало переходить к формированию государственной стратегии ин¬новационного развития. Соответственно понадобились организационные и правовые пути ее оформления, рождались государственные документы (планы, программы), каналы финансирования и их режимы.
В пояснительной записке к проекту федерального закона «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации» его авторы говорят об отсутствии в настоящее время в России норм права, на основании которых государство могло бы стимулировать и поощрять инновационную деятельность. Так, в механизмах налогового и таможенного стимулирования, содержащихся в соответствующих кодексах и имеющих конкретных адресатов, не названы субъекты инновационной деятельности. При размещении государственных и муниципальных заказов не учитывается инновационная направленность заявок. Кроме того, в законе не определены полномочия и функции органов государственной власти и порядок их взаимодействия в области поддержки инновационной деятельности. Последнее особенно важно, учитывая то, что инновационная деятельность предполагает поддержку со стороны органов власти всех уровней — Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, поскольку эта деятельность осуществляется в пределах определенных территорий, например в наукоградах.
Таким образом, сегодня следует признать, что действующее законодательство, составляющее основу правового регулирования инновационной деятельности в муниципальном управлении, является недостаточным, требует своего расширения и пополнения. Да и в целом тема инновационной проблематики в рамках правовой науки также является пока еще недостаточно разработанной.
В условиях отсутствия федерального закона об инновационной деятельности сложно приводить какие- либо определения понятия «инновационной деятель-ности» применительно к муниципальному управлению.
Попытки разработки понятия инновационного развития применительно к уровню муниципального управления предприняты в большей степени в рамках экономической науки. Так, например, Е.А. Назарова определяет инновационное развитие муниципального образования как процесс качественных изменений различных сфер жизнедеятельности общества, основанный на разработке, создании и эффективном использовании экономических, социальных, институцио-нальных и экологических инноваций, направленный на рост общественного благосостояния и улучшение качества жизни населения муниципального образо-вания.
В проекте федерального закона «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации» предлагается следующее определение инновационной деятельности. Это действия (деятельность) физического или юридического лица, направленные на создание и (или) практическое применение результатов научной и (или) научно-технической деятельности при производстве товаров, работ и услуг (инновационной продукции) по приоритетным на-правлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации. Результаты научной деятельности, используемые при производстве инновационной продукции, включают программы для электронно-вычислительных машин и базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также единые технологии.
В упоминаемом законопроекте частично отражаются полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере поддержки инновационной деятельности. Однако органы местного самоуправления в законопроекте «выпали» из инфраструктуры инновационной деятельности и не рассматриваются в качестве самостоятельных субъектов инновационной деятельности, не определены их полномочия в вопросах регулирования инновационной деятельности, а также возможные формы и методы участия в данном процессе.
Между тем регулирование органами местного самоуправления инновационной деятельности, закрепленное в рамках федерального закона, могло бы пре-дусматривать, например, создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инновационной деятельности (в частности, предоставление субъектам инновационной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими при¬родными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности), прямое участие органов местного самоуправления в инновационной деятельности (вовле¬чение в инновационный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности, выпуск муниципальных займов на указанные цели в соответствии с законодательством Российской Федерации и т.д.).
Якубович, А.М. Правовое регулирование инновационной деятельности на муниципальном уровне / А.М. Якубович // Конституционное и муниципальное право. – 2011. - № 12. – С. 70 – 72.
 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 22 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров