Навигация
 
Местное самоуправление: актуальные вопросы Политико-правовой аспект становления МСУ Ежукова О.А. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления в Российской Федераци
Ежукова О.А. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления в Российской Федераци
Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации: проблемы и перспекти

Ежукова Ольга Алексеевна, аспирантка кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Статья посвящена исследованию проблем оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации. Автором определяются задачи оценки эффективности, а также выявляются недо­статки правового регулирования в данной области. Механизм оценки деятельности органов публичной власти рассматривается в качестве способа анализа эффективности действия законодательства.

В 2007 г. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. го самоуправления в Российской Федерации» был до- № 131-ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации был дополнен статьей 18.1 «Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления», в соответствии с которой в порядке, определяемом Президентом РФ, осуществляется утверждение перечня показателей для оценки эффективности деятельности орга­нов местного самоуправления. При этом указывается, что нормативными правовыми актами высшего должно­стного лица субъекта РФ может быть предусмотрено выделение за счет средств бюджета субъекта РФ грантов муниципальным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей.

Однако о фактической реализации статьи 18.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ можно говорить начиная с 2008 г. Указом Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов»1 был утвержден перечень из 30 показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления указанных муниципальных образований. В развитие данного указа Президента РФ принято распоряжение Правительства РФ от 11 сентября 2008 г. № 1313-р «О реализации Указа Президента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», которым были утверждены; перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципаль­ных районов, в том числе показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов местных бюджетов;

типовая форма доклада глав местных администраций городских округов и муниципальных районов о достигнутых значениях показателей для оценки эффек­тивности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год и их планируемых значениях на трехлет­ний период;

методика мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов;

методические рекомендации о порядке выделения за счет бюджетных ассигнований из бюджета субъекта Российской Федерации грантов муниципаль­ным образованиям в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Согласно Указу Президента РФ № 607 главы местных администраций ежегодно до 1 мая представляют в высший исполнительный орган власти субъекта РФ, в границах которого находится муниципальное образование, доклады о достигнутых значениях показателей за отчетный год и их планируемых значениях на

По результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов готовится сводный доклад субъекта РФ о результатах мониторинга эффективности, который подлежит размещению на официальном сайте субъекта в сети Интернет до 1 октября года, следующего за отчетным.

Несмотря на то, что рассматриваемые положения законодательства действуют на протяжении уже нескольких лет, в настоящее время однозначная правовая оценка их содержания и практики реализации не была дана. Результаты оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления не анализируются научным сообществом, не обсуждаются в средствах массовой информации, не привлекают внимания общественности, хотя являются открытыми и доступными для широкого круга лиц.

Думается, что назрела необходимость определить значение системы оценки эффективности для местного самоуправления в Российской Федерации, дабы принять по ней одно из следующих решений:

1)признать действующую систему оценки эффективности неудачной и констатировать необходимость выработки принципиального нового подхода для анализа деятельности органов местного самоуп­равления;

2)признать позитивное значение системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в ее сегодняшнем виде и необходимость дальнейшей ее разработки как важного фактора совершенствования законодательства о местном самоуправлении.

Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению действующего механизма оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации, необходимо определить содержание ключевой категории нашего исследования — понятия «эффективность».

В словарях термин «эффективность» определяется как относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение. Проблематика эффективности активно исследуется в науке государ­ственного управления. В работах, посвященных вопросам управления, можно встретить следующее определение эффективности: эффективность «как отношение чисто положительных результатов и допустимых затрат». При этом «решение можно назвать эффективным, если наилучший результат достигнут при наименьших затратах».

Нетрудно заметить, что в основании понятия «эффективность» находятся два элемента: затраты (ресурсы, средства, издержки и т.п.) и результат (цель, задача и т.п.). При этом эффективность определяется как соотношение указанных элементов при наличии положительного результата. Категории «ресурсы», «издержки», «затраты» редко встречаются в правовой литературе. В связи с этим возникает справедливый вопрос: лежит ли оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления в правовой плоскости, т.е. представляет ли она интерес для представителей юридического сообщества, либо это предмет исследования специалистов в сфере государственного управления, управления персоналом, экономистов?

Полагаем, что исследование эффективности деятельности органов местного самоуправления имеет непосредственную связь с проблематикой эффектив­ности правового регулирования. Анализ деятельности органов местного самоуправления позволяет дать оценку не только работе конкретных должностных лиц и публично-правовых формирований, но и, что самое важное, проанализировать качество законодательства, регулирующего ту или иную сферу общественных отношений, выявить дефекты и пробелы правового регулирования, предложить пути их устранения. Посредством оценки деятельности органов местного самоуп­равления должны выявляться точки расхождения действующего правового регулирования и реально существующих общественных отношений. Исследование эффективности деятельности органов местного самоуправления обеспечивает научно обоснованный подход в правотворческой деятельности органов государ­ственной власти и местного самоуправления.

Идея о том, что реальным выражением эффективности правового регулирования является деятельность субъектов правоотношений, ранее высказывалась в юридической литературе. Так, И.Я. Дюрягин, отмечал, что «право не может иметь самостоятельной эффективности, поэтому более правильно говорить об эффективности деятельности (курсив мой. — О.Е.), урегулированной правом, а точнее — об эффективности реализации правовых норм и в этом смысле об эффективности действия права, т.е. правовых норм и правовых актов».

Нельзя не согласиться с высказанной в научной литературе идеей о том, что «процесс определения эффективности действия законодательства разбивается на два этапа:

1) определение правового качества законодательства (т.е. определение конституционно-правовой природы норм, входящих в законодательный акт);

2)изучение эффективности действия законодательства».

На первом этапе анализируются юридико-технические свойства нормативного правого акта, определяется место правового акта в системе правового регу­лирования, соблюдение установленного порядка его принятия, его соответствие компетенции правотворческого органа. При этом «процесс совершенствования российского законодательства должен включать в себя не только разрешение вопросов нормотворчества (принятие новых нормативных правовых актов,

корректировку или отмену действующих), но и анализ проблем правоприменения». Думается, что данная аксиома не нуждается в обосновании. Поэтому второй этап исследования эффективности правового регулирования предполагает изучение практики применения законодательства.

Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления есть не что иное, как анализ эффективности действия законодательства путем ис­следования правоприменения.

Специфика муниципального права заключается в том, что основу предмета данной отрасли составляют отношения по решению населением непосредственно либо через органы местного самоуправления вопросов местного значения в границах определенной территории. Важной функцией муниципального права как науки является изучение дея­тельности субъектов местного самоуправления, в том числе хозяйственной, которая должна отвечать задачам эффективности.

Отвечая на вопрос «В чем на практике выражается эффективность правового регулирования в муниципальном праве?», можно сказать, что в данной отрасли, права реальным выражением эффективности правового регулирования является деятельность субъектов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и осуществлению делегированных государственных полномочий. Результаты деятельности субъектов местного самоуправления подлежат количе­ственному и качественному измерению и оценке, в том числе анализу на предмет ее соответствия целям и задачам правового регулирования.

Полагаем, что с точки зрения эффективности в первую очередь должна рассматриваться деятельность тех субъектов права, на которые законодательно возложена обязанность по решению задач местного самоуправления и созданию условий для его осуществления и разви­тия на территории Российской Федерации. К такида участникам муниципально-правовых отношений относятся органы местного самоуправления, непосредственно ответственные за решение вопросов местного значения и осуществление переданных государственных полномочий, а также органы государственной власти, реализующие задачи по проведению государственной политики в сфере местного самоуправления, разграничение пол­номочий и финансовых средств между уровнями власти.

Необходимо отметить, что первоначально механизм оценки эффективности деятельности органов власти был применен не в отношении органов местного самоуправления, а в отношении органов государственной власти. Он получил закрепление в Федеральном законе от 6 октября 1999 г. No 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Оценка эффективности вводилась как инструмент анализа работы региональных властей, позволяющий выявить те направления их деятельности, по которым функции органов государственной власти реализуются неэффективно, определить причины существующих затруднений, а также выработать оптимальные пути их решения.

Согласно статье 26.3.2 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполни­тельной власти субъекта РФ утверждается Президентом РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) представляет Президенту РФ доклады о фактически достигнутых и планируемых значениях показателей. Порядок и сроки представления докладов устанавливаются Президентом РФ. Нормативными правовыми актами Президента РФ и (или) Правительства РФ может быть предусмотрено выделение за счет средств федерального бюджета грантов субъектам РФ в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей.

Указом Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции»0 был утвержден перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. Во исполнение данного Указа Президента РФ было принято Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2009 г. № 322 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»", которым утверждены перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, типовая форма доклада высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных орга­нов государственной власти) субъектов РФ о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъек­тов РФ за отчетный год и их планируемых значениях на трехлетний период.

При подведении первых итогов внедрения системы оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ в ноябре 2008 г. Председатель Правительства РФ В.В. Путин указал, что «цель такой работы — объективно проанализировать состояние дел в регионах, поощрить лучших. При этом для оценки выбраны показатели, наиболее важные для граждан страны. Это рост доходов населения, состояние системы образования, здравоохранения, состояние жилищно- коммунального хозяйства, уровень инвестиционной привлекательности самих территорий».

Формирование системы оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ рассматривалось как введение дополнительного механизма контроля федеральных властей на уровне регионов. Работа в данном направлении полностью укладывалась в русло курса на укрепление государственного единства Российской Федерации, взятого в начале двухтысячных годов. В силу положения части 2 статьи 77 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российс­кой Федерации и субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Таким образом, создание сис­темы, позволяющей федеральному центру оценивать работу нижестоящего уровня государственной власти, видится вполне оправданным и даже необходимым.

Однако в отличие от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государ­ственной власти (статья 12 Конституции РФ). В связи с этим, возвращаясь к статье 18.1 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах...», надо ответить на вопрос, не содержит ли механизм оценки деятельности органов местного самоуправления в себе противоречия. С какой стати органы государственной власти оценивают работу независимых и самостоятельных органов местного самоуправления? Почему федеральный центр устанавливает перечень критериев для оценки такой работы? Правомерно ли на усмотрение региональным властям оставлено принятие итогового решения по результатам оценки эффективности?

Полагаем, что данное противоречие во многом носит умозрительный характер, и корни erо лежат в приведенной выше формулировке статьи 12 Конституции РФ. Идея полной независимости местного самоуправления от государственной власти часто подвергает­ся обоснованной критике. Так, профессор С.А. Авакьян называет конструкцию искусственного отделения местного самоуправления от государственной власти одной из основных проблем муниципального строи­тельства в России. По этому вопросу профессор С.А. Авакьян пишет: «Хотели как лучше — подчеркнуть самостоятельность местного самоуправления, его не­зависимость от государственной власти. Но получилась странная и нереальная формула: местное самоуправление существует ведь в государстве, и что же — независимо от него? ...И возникают резонные мысли: такая самостоятельность никому не нужна; местное самоуправление и государственная власть призваны взаимодействовать. Но если это формально, юридически не определить, начинаются перекосы: государственная власть заявляет местному самоуправлению: ты самостоятельно от меня, вот и действуй как хочешь...»

Профессор B.C. Мокрый подчеркивает общность природы и задач публичной власти, будь то власть государственная или муниципальная: «В обществе до сих пор нет четкого понимания сущности и роли местного самоуправления. Зачастую как его противники, так и сторонники придают ему смысл самостоятельности на­селения, выпячивают организационную обособленность органов местного самоуправления и противопоставляют их органам государственной власти. Это неверно. Местное самоуправление — это прежде всего институт публичной власти, такой же, как государственная власть федерального и регионального уровней».

Система управления народным хозяйством в регионе должна отвечать принципу целостности. Для жителя Российской Федерации не столь важно, какой уровень власти формально, по закону несет ответственность за решение тех или иных вопросов. Главное значение имеет то, насколько эффективно эти вопросы решаются. И даже с учетом конституционного принципа невхождения органов местного самоуправления в систему органов государственной власти совершенно бесспорным является то, что о работе региональных властей население судит в большой степени по результатам работы органов местного самоуправления. Про­тиворечия в этом никакого нет. Перед всеми уровнями публичной власти стоит общая задача — обеспечение качественного уровня жизни граждан РФ, и решаться она должна органами государственной власти и органами местного самоуправления сообща.

В основе механизма оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления также лежит идея принципиальной общности государственных задач и задач, которые стоят перед местным самоуправлением. Выступая на Общероссийском собрании советов муниципальных образований субъектов РФ 23 октября 2007 г., В.В. Путин указал: «...органам власти всех уровней нужно в целом научиться теснее взаимодействовать друг с другом. У вас много общих перекрестных вопросов. При этом ответственность перед народом у нас у всех неделима. Именно поэтому предприняты изменения в 131-й Федеральный закон, предусматривающие формирование системы показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления... речь идет не только об эффективности деятельности органов местного самоуправления — речь идет об эффективности деятельности регионального уровня и об эффективности деятельности федерального Правительства. Мы все должны выработать ясные критерии, которые позволили бы нам судить о том, кто и как работает — вне зависимости, на каком уровне».

Как на практике выглядит действующая система оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления? Остановимся на отдельных ее характеристиках.

Выше было указано, что система оценки эффективности включает в себя несколько перечней показателей. Первый перечень был утвержден Указом Прези­дента РФ от 28 апреля 2008 г. № 607, второй — перечень дополнительных показателей — Распоряжением Правительства РФ от 11 сентября 2008 г. № 1313-р. Кроме того, в Указе Президента РФ дана рекомендация органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации установить перечень дополнительных показателей для оценки деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по вопросам организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, благоустройства и озеленения, освещения улиц.

В настоящее время утвержденный Указом Президента РФ перечень насчитывает 32 показателя, перечень дополнительных показателей, утвержденный распоряже­нием Правительства РФ, — 74 показателя. При этом количество показателей постепенно растет и охватывает новые аспекты деятельности органов местного самоуправления. К примеру, в 2010 г. Указ Президента РФ дополнен показателями, характеризующими эффективность использования энергетических ресурсов. Перечень показателей, включенных в распоряжение Правительства РФ, существенно увеличен (с 31 до 74 показателей), в частности, в него вошли показатели, характеризующие инвестиционную привлекательность территорий, был расширен круг показателей, характеризующих развитие мало­го и среднего предпринимательства, и др.

В Распоряжении Правительства №1313-р показатели для оценки эффективности сгруппированы по сферам: экономическое развитие, здравоохранение и здоровье населения, дошкольное образование, общее и дополнительное образование, физическая культура и спорт, жилищно-коммунальное хозяйство, муниципальное управление. Подобная группировка соответствует основным областям ответственности органов местного самоуправления.

Для оценки эффективности применяются количественные показатели {например, количество муниципальных общеобразовательных учреждений, в том числе в городской и сельской местности) и относительные показатели, которые приводятся в расчете на одного жителя или рассчитываются как процент от установленного объема или количества (например, объем инвестиций в основной капитал в расчете на одного жителя; или доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения).

Относительными также являются показатели, призванные выявить мнение населения о работе органов местного самоуправления. Например, удовлетворенность на­селения медицинской помощью, качеством образования или удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления, в том числе их информационной открытостью. Значения указанных показателей рассчитываются как процент от числа опрошенных лиц.

С одной стороны, оценка деятельности органов местного самоуправления на основе информации, полученной непосредственно от жителей муниципального образования, призвана повысить объективность анализа деятельности органов местного самоуправления. С другой стороны, не создан пока механизм, способный обеспечить достоверность результатов опроса. Кроме того, как ни парадоксально, но оценочное суждение участника опроса не всегда находится в прямой причинно-следственной связи с реальными результатами работы органов местного самоуправления, так как зачастую роль играют субъективные факторы. К примеру, мнение гражданина о качестве медицинской помощи в большей степени определяется внимательностью врача, нежели эффективностью работы главы местной администрации.

Условно можно определить основные параметры, по которым производится

экономическая эффективность и инвестиционная привлекательность;

качество услуг, оказываемых населению;

эффективность бюрократических процедур;

удовлетворенность населения работой органов местного самоуправления.

Методика мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления, утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1313-р, предусматривает установление нормативным правовым ак­том высшего должностного лица субъекта РФ целевых (нормативных) значений показателей, необходимых для расчета неэффективных расходов. Такой подход согласуется с одной из приоритетных на сегодняшний день установок в публичном секторе, в том числе и для муниципального уровня власти — переходом на бюджетирование, ориентированное на результат. Перефразируя известный принцип, скажем: «деньги следуют за делами». Тем самым реализуется одна из задач оценки эффективности, а именно стимулирование руководителей органов местного самоуправления не к имитации бурной деятельности, а к достижению реальных измеримых результатов работы.

Анализ перечня показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления позволяет сделать вывод о наличии некоторой разоб­щенности между показателями и полномочиями органов местного самоуправления. Так, С.А. Разворотнева и А.В. Рябинин справедливо указывают, что число случаев смерти до 65 лет или удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений не находится в прямой зависимости от действий органов местного самоуправления. Вместе с тем исследователи от­мечают, что с помощью системы показателей в первую очередь предполагалось оценить реализацию национальных проектов на муниципальном уровне и вклад местных властей в их осуществление. Авторы также указывают, что перечень показателей фактически создает основу для развития муниципальной статистики.

Выходит, что некоторые показатели носят исключительно информационный, статистический характер. Приведенное объяснение представляется логичным.

Однако, как правило, «на местах» показатели, спущенные «сверху», воспринимаются как руководство к действию. В связи с чем существует опасение, что у местных властей возникнет стремление «отрегулировать» значение и тех показателей, которые непосредственно в их ведении не находятся, например увеличить число лиц, успешно сдавших ЕГЭ.

Полагаем, что к формированию перечня показателей для оценки эффективности необходимо подходить максимально взвешенно и ответственно, стремиться от­талкиваться от тех задач, которые законодателем по­ставлены перед органами местного самоуправления. Перечень критериев эффективности можно считать оп­тимальным в том случае, если он отражает общегосударственные приоритеты, не выходя при этом за рамки компетенции органов местного самоуправления.

В области оценки эффективности существуют и другие проблемы. На сегодняшний день утвержденные на федеральном уровне перечни показателей ориентированы только на два вида муниципальных образований: муниципальные районы и городские округа. В этом проявляется незавершенный характер механизма оценки эффективности. Ведь основное число муниципальных образований в Российской Федерации составляют именно поселения. Очевидно, что развитие системы оценки эффективности должно быть направлено, в том числе, и на ее распространение на все виды муниципальных образований.

Следует отметить, что оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления осложняется одним объективным обстоятельством, которое крайне сложно исключить. Изначально муниципальные образования обладают различным материально-финансовым и кадровым потенциалом, различным уровнем развития инфраструктуры, различным по своей инвестиционной привлекательности географическим положением, даже в пределах одного региона может существенно различаться демографическая ситуация. Для того чтобы снизить погрешность при оценке эффективности, в перечень были включены относительные показатели. Кроме того, в мето­дике мониторинга эффективности рекомендовано рас­сматривать значения показателей в динамике, т.е. пусть каждый муниципалитет «стартовал» с определенного уровня, но сравнивать нужно темпы роста, а не общие объемы. Тем не менее думается, что в данном направлении механизм оценки эффективности подлежит дальнейшему совершенствованию.

Несмотря на наличие недостатков в механизме оценки эффективности, следует признать, что данный институт нуждается не только в доработке, но и в дальней­шем развитии. Полезный потенциал системы оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в настоящее время далеко не исчерпан. Однако уже сегодня оценка деятельности органов местного са­моуправления способствует решению важных задач.

Как было отмечено, перечни показателей для оценки эффективности в большой степени служат ориентирами для органов местного самоуправления и тем

самым обеспечивают учет общегосударственных целей в их работе. Доклады глав местных администраций о достижении показателей эффективности находятся в широком доступе, должны размещаться на официальных сайтах органов местного самоуправления в сети Интернет, что повышает уровень публичности деятельности органов местного самоуправления. Положительной стороной оценки эффективности является также то, что она мотивирует руководителей органов местного самоуправления показывать лучшие результаты работы, так как по итогам оценки эффективности муниципальные обра­зования, показавшие лучшую динамику развития, получают гранты от государства. Думается, что желание быть не хуже других играет в этом не последнюю роль.

Однако ключевое, на наш взгляд, значение оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления состоит вовсе не в возможности анализа работы конкретных должностных лиц. Конечно, эту задачу механизм оценки эффективности также должен решать, но она является, скорее, сопутствующей. Оценка эффективности деятельности органов публичной власти призвана служить более глубокой стратегической цели. Ее результаты отражают эффективность

действия законодательства, проявляющуюся не на бумаге, а в конкретных делах.

Показатели эффективности должны служить индикаторами качества и доступности услуг, оказываемых органами публичной власти населению, услуг в широком смысле этого слова, т.е. тех направлений деятельности органов публичной власти, в которых выражается социальная функция государства и местного самоуп­равления. Среди них обеспечение населения доступным жильем, качественным медицинским обслуживанием, образованием, хорошими дорогами, детскими садами, общественным транспортом и т.д. Для многих сельских населенных пунктов это решение проблем организации водоснабжения и газоснабжения.

Таким образом, результаты оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления должны в первую очередь побуждать региональные и федеральные власти не поощрять или наказывать глав местных администраций, а принимать меры, в том числе и в области правового регулирования, направленные на обеспечение качества жизни всех граждан независимо от того, на территории какого муниципального образования они проживают.

Ежукова, О.А. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления в Российской Федерации: проблемы и перспективы / О.А. Ежукова // Конституционное и муниципальное право. -  2012. - № 1. – С. 61  - 67.

 

 

Добавить комментарий


 
Авторизация



На сайте
Сейчас 27 гостей онлайн

Псков. Централизованная библиотечная система. Краеведческая справочная интернет-служба. © 2018

Сайт создан в рамках мастер-класса
«Технология создания интерактивных сайтов»,
организованном на портале Сеть творческих учителей
Рукодитель мастер-класса Д.Ю.Титоров